Эпилог
Спасибо всем участникам похода за замечательную компанию! Несмотря на непростые погодные условия и еще более непростые дороги, никто не ныл и не терял самообладания. Спасибо вам за приятную атмосферу и дружеский настрой!
Выводы и рекомендации
Техническая готовность снаряжения
Поход прошел без серьезных поломок велосипедов. Единственная проблема — сломавшийся на пустом месте сверхлегкий насос высокого давления.
Прокол колеса за поход случился всего один, у меня на спуске с Грачевского.
Всем участникам потребовалось поставить запасные тормозные колодки, которые к последнему дню также полностью кончились. Тормоза — у всех кроме Кирилла гидравлика (Avid Juicy, Avid Elixir), у Кирилла дисковая механика. В подобные маршруты, с обилием грязи и воды, нужно брать более одного запасного комплекта колодок.
Поломок другого снаряжения (рюкзаки, багажники, палатки, горелки и т.п.) не случилось совсем.
Очень удобно было готовить еду на горелках. Погода весной на Кавказе переменчива, часты дожди, и горелки позволяют не морочить себе голову вопросом поиска сухих дров.
Обеспечили разнообразие и дали столь нужные нам витамины самостоятельно высушенные еще дома тыква, свекла, морковка. Их можно потреблять не только в виде чипсов, но и использовать в готовке. Полноценный борщ на 6 день похода — это очень вкусно!
Полностью оправдала себя идея идти в поход с заплечными рюкзаками и легким грузом на багажнике (вроде спальника-палатки-коврика). В условиях тяжелых дорог, а местами их отсутствия, при многочисленных бродах заплечный рюкзак значительно удобнее. По асфальту, где разумно использовать велоштаны, мы, считай, и не катались.
Кирилл, как единственный владелец неопреновых носков, остался ими исключительно доволен в снегах под Лаго-Наки и на многочисленных бродах при спуске с Грачевского. Весят такие носки немного, а жизнь облегчают ощутимо.
Правильной идеей оказалось ехать в летней велообуви. У неё были хоть какие-то шансы временами высыхать, в отличие от зимних контактных ботинок наподобие Shimano SH-MT91. Наличие мембраны в данном случае бессмысленно, вода постоянно заливалась бы через верх.
За время похода ни у кого из участников не было даже намёка на простуду.
Наиболее интересные участки маршрута
Особый интерес представляют 3 участка маршрута: каньон р. Дах, заброшенная дорога под плато Лаго-Наки и пер. Грачевский.
На Дахе могуть быть проблемы, связанные с высоким уровнем воды. Если несколько дней до этого шли сильные продолжительные дожди, глубина и скорость течения там могут оказаться больше, чем хотелось бы.
Заброшенная дорога под плато, окрестности поляны Железнякова — это по своей сути кусочек заповедника с удивительным разнообразием природы. Наконец, это место, в котором просто приятно находиться. Строительство ЛЭП скорее всего не затронет саму поляну, линия пройдет севернее. Но вот сквозной проход следующие несколько лет может быть затруднен из-за капитально разбитых в грязь дорог.
Перевал Грачевский успел стать классикой для походов в те края, и представляет собой удобную возможность выйти после похода к морю. Следует иметь в виду, что участок от перевала до Марьино находится на территории заповедника, и туда нужно оформлять пропуск. Также следует учесть, что спуск с перевала до моря занимает весьма продолжительное время, следует закладывать не менее 1.5 дней на это.