Тестиваль в Кёссене

В последние выходные мая мы побывали на парапланерном тестивале в австрийском Кёссене. Тестиваль — это такое специальное мероприятие, куда многие производители парапланерного снаряжения привозят свои крылья. Любое крыло можно взять на тестовый полёт и составить о нём своё собственное мнение. Суть в том, что крылья даже в рамках одного класса сертификации заметно отличаются друг от друга. Опять же, разным по характеру людям подходят разные крылья. Понять перед покупкой, что именно это крыло тебе идеально подходит — бесценно. Тестиваль можно сравнить с примеркой ботинок в магазине. Ботинки можно купить и через интернет, но уверенность, что они будут удобны, можно получить только после примерки.

Также тестиваль — великолепная возможность для расширения своего кругозора в плане новинок парапланерного снаряжения.

Тестиваль продолжается 3 дня, с пятницы по воскресенье. Все 3 дня были лётными.

Удалось полетать на следующих крыльях:

  1. AirDesign Hero
  2. Skyman Sir Edmund
  3. Swing Nyos
  4. Skywalk Poison X-Alps
  5. Gin Explorer
  6. Up Trango X-Race
  7. BGD Cure
  8. Skywalk Cayene 5
  9. Niviuk Klimber P
  10. Niviuk Skin 2

Disclaimer

Текст ниже отражает мои личные впечатления о крыльях. Призываю не воспринимать их как полноценные тесты — для тестов крыльев нужно не в пример больше времени и более основательный подход. К оценкам скоростей тем более следует относиться с изрядной долей скептицизма. Для хоть сколько-нибудь достоверных замеров скоростей нужны весьма специфические условия, которые получить в рамках тестиваля затруднительно.

Мой лётный опыт — 19 лет и ~600 часов налёта. Текущее крыло — Niviuk Peak 3 (EN D). Летаю в основном маршрутные полёты в Альпах. Если я пишу, что крыло простое в управлении, это означает лишь то, что оно простое для пилотов моего уровня. Не следует делать вывод, что такое крыло можно смело использовать например в качестве послешкольного.

День 1. Be Hero.

AirDesign Hero

Назначение: hike&fly и маршрутные полёты для опытных пилотов, бивак
Размер: S, вилка 70-85 кг, загрузка 80 кг.
Площадь: 20.3 м2
Вес: 2.93 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN D
Удлинение: 6.95
Сайт: https://ad-gliders.com/en/products/lightweight/hero

Ещё совсем недавно такими размерами и весом как у Hero могли похвастать только миникрылья. Когда мне выдали мешок с парапланом, у меня даже возникли сомнения, то ли крыло мне туда положили — настолько компактны размеры новинки.

Hero, с поправкой на класс сертификации, ведёт себя совершенно адекватно. Понравилось традиционно высокое для AirDesign качество изготовления.

Крыло умеренно жёсткое. Приятно видеть, что оно не боянит и не извивается как змея, несмотря на внушительное удлинение в 7 единиц. Понравилась довольно сильная задемпфированность по тангажу. Крыло просто остается там, где ему полагается быть.

Максимальная скорость радует, вперёд крыло летит очень хорошо.

Свободные концы выполнены радикально облегчённым образом. Поначалу непривычно, но тем не менее пользоваться ими удобно.

Что касается маневренности… Если вы готовы мириться с, как бы это так политкорректно выразиться, специфическим стилем управления крыльев AirDesign, вам наверное будет комфортно. «Фирменные» особенности тут присутствуют в полной мере. Конкретно речь идёт о том, что крыло упорно не желает устойчиво стоять в термической спирали. Его туда приходится постоянно заправлять, делая массу ненужных на других крыльях движений. При этом реакция на клеванты и на вес достаточно точная и острая для low-D крыла. Упомянутые особенности управления характерны для всех крыльев AirDesign, не только Hero.

Во всём остальном кроме поведения в термической спирали крыло мне решительно понравилось. Мне кажется Hero вместе с Niviuk Klimber открывает новое направление сильно облегчённых, но при том хорошо летящих крыльев.


Skyman Sir Edmund

Назначение: слёты с гор сверху вниз, однослойник
Размер: 17, вилка 65-90 кг, загрузка 78 кг
Площадь: 17 м2
Вес: 1.45 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN B
Удлинение: 5.24
Сайт: http://www.skyman.aero/en/paragliders/Sir-Edmund_LTF-EN-B.html

Sir Edmund — носовой платок, на котором можно слететь с горы. С ума сойти можно, этот летательный аппарат(!) весит всего 1.5 кг!

Sir Edmund был моим первым опытом полёта на однослойнике. Было о-о-очень непривычно. Маленькая площадь соседствует с рекордно низким весом крыла и короткими стропами. Всё вместе даёт молниеносную реакцию крыла на возмущения воздуха. И на управление, само собой. В турбулентности от пилота требуется весь его запас остроты реакции.

Есть серьезная проблема: крыло флаттерит. Даже в спокойном воздухе. На любой скорости. Непрекращающаяся дрожь крыла передаётся на подвеску. Дрожь можно унять, если слегка зажать клеванты. Впрочем, на акселераторе даже клеванты (как бы это дико ни звучало) полностью ситуацию не спасают. 5-10 минут перетерпеть таких издевательств над собой ещё можно, но пытаться летать дольше — дело совершенно бесперспективное.

Отдельно хочу остановиться на безопасности. Специфика однослойников такова, что как правило сложения развиваются очень быстро и без каких-либо последствий — всё открывается также мгновенно. Крыло в турбулентности ведёт себя нервно, но безопасность от этого сильно не страдает.

Гора, на которой расположен старт

Swing Nyos

Назначение: маршрутное крыло начального уровня
Размер: S, вилка 70-92 кг, загрузка 82 кг
Площадь: 23 м2
Вес: 4.7 кг
Год разработки: 2015
Сертификация: EN B
Удлинение: 5.7
Сайт: http://www.swing.de/nyos-en.html

Хотел было взять на тест Nexus, но его в тот момент не оказалось. Предложили Nyos — по словам представителя Swing то же самое, но чуть попроще и на 1 км/ч медленнее на полном акселераторе, чем Nexus.

Nyos порадовал понятной и предсказуемой реакцией на управление и вообще общей адекватностью. Такое вот простое крыло, надёжно вписывающееся в подкласс high-B.

В описании крыла на сайте производителя отдельно упоминается возможность управления за перемычку на C-ряде. На мой взгляд это скорее маркетинг, чем реальная необходимость. На той скорости, которую способен развить Nyos на акселераторе, это как мёртвому припарки. Максимальную скорость крыло показывает совершенно типичную для своего класса. Но ведь это всего лишь high-B, вряд ли возможно запихнуть туда что-то существенно более быстрое.

Запомнились огромные, капитально выполненные клеванты. Может кому-то такие и нравятся, но как по мне — перебор. Компактная конструкция клевант была бы удобнее.

Скромное удлинение, длинная хорда и принадлежность крыла к EN B сыграли на посадке со мной злую шутку. При попытке выполнить подушку затянул на полный ход клеванты. Скорость при этом была меньше балансировочной. Крыло вместо того, чтобы мгновенно сорваться, взмыло вверх на метр. Там одна половинка крыла наконец сорвалась, а другая продолжила лететь вперёд. Шлёпнулся в результате подвеской на землю с метра высоты. Похоже я окончательно и бесповоротно отвык от длинных клевант и дуракоустойчивого управления крыльев B-класса.

День 2. I was «Poisoned» and I was «Cured».

Skywalk Poison X-Alps

Назначение: лёгкое маршрутное крыло для опытных пилотов
Размер: XS, вилка 65-90 кг, загрузка 82 кг
Площадь: 21.5 м2
Вес: 4 кг
Год разработки: 2016
Сертификация: EN D
Удлинение: 6.99
Сайт: https://skywalk.info/project/poison-x-alps/

Крылья Skywalk известны своей хорошей маневренностью. В связи с этим было страшновато начинать свое знакомство с Skywalk сразу с крыла D-класса. Опять же, название крыла ничего хорошего не предвещает :)

По конструкции Poison X-Alps — конкретный такой дельтаплан. Лески идут почти по всей длине нервюр. Сплошной забор из лесок. Очень тонкие стропы, больше похожие на нитки. Внушительные, совсем даже не «light» свободные концы. Как Skywalk умудрился при всём при этом удержать вес крыла в пределах 4 кг — загадка.

Странно выглядит перемычка между B и C рядом. Такое ощущение, что её дошили уже после разработки, в процесс доводки крыла. :) Традиционное решение с ленточкой смотрелось бы уместнее.

Очень, очень удобные палочки на C-рядах!!! Пока что по удобству это самое лучшее решение, которое мне попадалось. Палочками крыло рулится хорошо.

Самое главное: управляется крыло прекрасно, летит замечательно, максимальная скорость внушительная — короче говоря, полный восторг! Но надо понимать, удлинение в 7 единиц — не шутки, особенно в комплекте с выдающейся маневренностью. Мой тестовый полёт пришёлся на начало дня и ещё сравнительно слабую погоду (потоки сильные, но без долбилова), мне в воздухе было комфортно. Как Poison будет ощущаться в разгар термички, состоящей сплошь из рваных пятёрочных потоков — отдельный вопрос. Крыло непростое, в него потребуется вдумчиво и целенаправленно влётываться.

С другой стороны, вспоминаю своё влётывание в Niviuk Peak 3. Мне тогда потребовалось 15 часов, прежде чем я полностью освоился и начал летать на нём эффективно. Чего вообще возможно понять всего за часовой полёт на Poison?

UPD: Poison X-Alps оказался самым популярным крылом на X-Alps 2017. Его для гонки выбрали 8 из 31 участников соревнований.

Где-то над Кёссеном…

Gin Explorer

Назначение: лёгкое маршрутное крыло
Размер: XS, вилка 65-85, загрузка 81 кг
Площадь: 21.6 м2
Вес: 3.4 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN B
Удлинение: 6.1
Сайт: http://gingliders.com/paragliders/explorer/

Есть крылья, в которые не нужно влётываться. Всего через минуту после отрыва от земли ты уже знаешь об управлении всё. Explorer — одно из таких. Причина тому — очень адекватная и понятная реакция на управление. За счёт коротких строп рулится крыло просто замечательно. Радиус разворота маленький, легко вкрутиться в самое ядро потока. С управлением весом также всё очень хорошо. Чем-то даже поведение напоминает мини-крыло.

Только сейчас я понял, почему Poison не оставил у меня впечатлений лёгкого крыла. Причина в том, что сразу после него я взял на тест Explorer, который ещё на пол кг легче и гораздо компактнее! С трудом верится, что в этот маленький аккуратный мешочек влезает полноценный серьёзный параплан для маршрутных полётов. Я ещё помню времена, когда парапланы под мой вес были в 2(!) раза тяжелее… До чего же дошла современная техника!

Качество изготовления отличное. Свободные концы выполнены в разумно-минималистичном стиле. Клеванты очень удобные, нужного размера и правильной конструкции. Усилие на клевантах умеренное, комфортное. Ощущение от управления можно описать как «непосредственное», «линейное». Крыло управляется силой мысли. Но не в том плане, что маневренность феноменальная, а в том, что для выполнения манёвров не требуется никаких специфических действий, всё интуитивно понятно. Акселератор лёгкий, короткий и без изменения рычага — как я люблю.

Единственный вопрос — к скорости. С ней всё в полном порядке, если сравнивать с одноклассниками. Но в абсолютном значении — до крыльев с сертификацией EN D далеко. Получить крыло с поведением как у Explorer и «взрослой» скоростью было бы конечно просто-таки пределом мечтаний…

Отрадно, что на акселераторе Explorer остаётся стабильным, а его поведение адекватным. Тот самый случай, когда на крыле EN B можно спокойно лететь на акселераторе по турбулентности и уверенно обгонять других пилотов на EN D, боящихся даже притронуться к акселератору и активно отлавливающих свои крылья.

Если Gin выпустит аналог Explorer в C-классе, будет очень круто. И по словам представителя Gin такие планы в следующем году у компании есть. Буду ждать, затаив дыхание.

На посадке

Up Trango X-Race

Назначение: лёгкое маршрутное крыло для опытных пилотов
Размер: S, вилка 63-85 кг, загрузка 81 кг
Площадь: 21.7 м2
Вес: 4 кг
Год разработки: 2016
Сертификация: EN D в моём размере, EN C в других размерах
Удлинение: 6.9
Сайт: http://www.up-paragliders.com/en/products/paragliders/trango-x-race

Любители мягких крыльев, ликуйте! Появилось достойное крыло для вас.

Trango X-Race уверенно продолжает традицию «мягких» крыльев фирмы Up. Мягкость проявляется в том, что крыло заботливо рассказывает пилоту обо всём, что вокруг него происходит в воздухе. С одной стороны это хорошо, полезная информация пилоту нужна. С другой стороны, предполагаю, что в сильных условиях излишняя «разговорчивость» крыла на протяжении многих часов подряд может утомлять. Кому что больше нравится.

Крыло подвижное, причем как целиком, так и частями. Учитывая удлинение, такое поведение ожидаемо и понятно. Но всё же непривычно.

В прошлом году я пробовал Trango XC3. Trango X-Race — это следующий шаг вслед за XC3 и, надо сказать, в верном направлении. Истеричного поведения Паразитных движений крыла (и частей крыла!) стало поменьше, полезная информативность осталась на прежнем уровне. Таким ходом ещё через пару итераций станет как раз то что нужно.

Trango X-Race летит хорошо. Скорости достаточно, акселератор эффективный. В конце хода, после изменения рычага, акселератор чуток тяжеловат. На половине акселератора стабильность даже возрастает по сравнению с балансировочным режимом. Маневренности достаточно.

Шариками на C-рядах крыло рулится более-менее, разве что усилие великовато. Но палочки на Poison X-Alps всё равно удобнее.

Лично мне не нравятся мягкие крылья. В наших сильных горных условиях я предпочитаю иметь максимально жёсткое и стабильное крыло над головой. Но не хочу никому навязывать своего мнения. В любом случае, Trango X-Race — отличный выбор для тех, кто любит мягкие крылья.

BGD Cure

Назначение: маршрутные полёты
Размер: S, вилка 60-80 кг, загрузка 82 кг (перегруз 2 кг)
Площадь: 21.2 м2
Вес: 4.2 кг
Год разработки: 2015
Сертификация: EN C
Удлинение: 6.75
Сайт: http://www.flybgd.com/en/paragliders/paraglider-cure-en-ltf-c-28-0-0.html

Весь тестиваль у стенда BGD толпился народ. Взять крыло на тест было достаточно сложно — претендентов на крылья BGD было предостаточно. И как я потом убедился — не зря. Крылья у BGD выходят замечательные.

Cure в какой-то степени следует концепции Up о мягких крыльях. Хоть и в меньшей степени, но крыло тоже достаточно «разговорчивое». В турбулентности оно довольно живо двигается над головой, чётко давая понять, что происходит вокруг.

Инновационные магнитики на клевантах крутые! Было бы здорово, если бы такая конструкция стала индустриальным стандартом.

Сложно что-то про Cure написать. Всё с ним хорошо :) (кроме единственного нюанса, о котором позже) Рулится удобно, ведёт себя адекватно, выпаривает хорошо — что ещё надо? На Cure просто приятно летать. Cure образцово-показательно изготовлен. BGD отлично постарались, молодцы. По совокупности потребительских характеристик у Голдсмита получился очень качественный продукт, на который есть заслуженный спрос.

Нюанс с Cure — в максимальной скорости. Это уже EN C, можно разгоняться! Но нет. :( Снижение на полном акселераторе на Cure скромное, стабильность достаточная, но вот сама скорость мягко говоря не бьёт рекордов. Как будто летишь на EN B. Маловато будет!

Впечатления от Cure остались смешанные. С одной стороны — большинство целевой аудитории крыла даже не заметит ограничений в скорости. Во всём остальном — полный порядок. С другой стороны, будучи избалованным EN D крыльями, лично мне сложно смириться с мыслью о недостатке скорости.

Площадка тестиваля

День 3. Надежда и разочарование

Skywalk Cayenne 5

Назначение: маршрутные полёты
Размер: XS, вилка 75-95 кг, загрузка 83 кг
Площадь: 22.7 м2
Вес: 5.0 кг
Год разработки: 2015
Сертификация: EN C
Удлинение: 6.4
Сайт: https://skywalk.info/project/cayenne5/

Вчерашний полёт на Poison X-Alps натолкнул на размышления о том, будет ли мне достаточно комфортно на нём в сильную погоду. Я решил попробовать крыло классом ниже в надежде на то, что характер крыла будет похожим.

В каком-то смысле надежда оправдалась. Что касается маневренности, Cayenne 5 столь же хорош как и Poison. У него нет каких-то особенностей, явно обозначающих характер крыла. В этом есть своя прелесть. Можно не загружать голову тонкостями пилотирования и просто наслаждаться полётом. Но чудесного характера Poison X-Alps в Cayenne 5 отыскать не удалось.

Cayenne 5 мне можно сказать понравился, но Poison X-Alps интереснее.

Skywalk Spice — легкая версия Cayenne 5

Niviuk Klimber P

Назначение: лёгкое маршрутное крыло для опытных пилотов, X-Alps
Размер: 22, вилка 70-90 кг, загрузка 80 кг
Площадь: 22.5 м2
Вес: 3.36 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN D
Удлинение: 6.95
Сайт: http://niviuk.com/product.asp?prod=JNNMCPR0

Одна из моих претензий к моему текущему крылу, Niviuk Peak 3, — это сложный старт с неподготовленной площадки (большая минимальная скорость, ибо 2.5-рядка) и сложный топлендинг. Новость о том, что мой любимый Niviuk выпускает новое low-D крыло, 3-рядку, да ещё и супер-облегчённое, я воспринял с большим энтузиазмом. Ведь это именно то что мне нужно!

Вдохновлён новинкой был не я один. На стенде Niviuk все 3 дня тестиваля наблюдалась постоянная движуха. Каждый второй спрашивал Klimber. Как только один из двух тестовых аппаратов касался земли, на него тут же возникали претенденты. Только на третий день, под самое закрытие тестиваля мне повезло перехватить на посадке Klimber и утащить его на тест.

Конструкция крыла радикально облегчённая. Жёстко экономили на всём. Это хорошо видно по свободным концам. Тонкие невесомые клеванты, софтлинки вместо карабинчиков, петелька из стропы вместо ручки на С-ряде. Кнопку на клеванте — и то поставили облегчённую. С одной стороны это круто конечно, но с другой… пользоваться столь экстремально облегчёнными свободными концами менее удобно. Например, быстро поймать клеванту получается, но понять в толстой пертчатке, насколько клеванта надёжно в руке зафиксирована — уже нет.

Удлинение в 7 единиц неизбежно накладывает отпечаток на поведение аппарата. Klimber вряд ли можно назвать монолитным крылом. Части крыла подвижны друг относительно друга. В турбулентности крыло извивается змеёй. Само по себе это опасности не представляет, но определённая специфика присутствует, надо привыкать.

Акселератор в начале хода средний по нагрузке, но к концу хода усилие поднимается до (лично мне) некомфортно высокого. С прибавкой скорости всё хорошо, крыло на акселераторе летит достойно. C-ряд загружен слабо, за счёт этого ручками петельками на C-ряде на акселераторе крыло рулится легко. Но пойди их только ещё найди и ухвати.

У крыла довольно длинные стропы. Для старта с неподготовленной площадки и топлендинга может быть не очень-то удобно.

Есть пара вопросов по управляемости, которые, как потом выяснилось, можно списать на неправильный выбор площади крыла - под мой вес нужен 20-й размер

К управлению есть вопросы. На тестовом экземпляре крыла присутствовал люфт клевант в 20 см. Сразу после выбирания люфта клеванты тяжёлые. Покосившись на маленькую хорду крыла и потому возможный короткий ход клевант (EN D с удлинением 7 всё-таки!), я не стал усердствовать и искать границу срыва — страшно. Тем более рабочее положение клевант на моём экземпляре крыла в манёвре, характером для пологой термической спирали, оказалось хорошенько так ниже карабинов.

Есть пара идей, почему могла возникнуть проблема с управляемостью:

  1. Я тестировал 22-й размер крыла с вилкой 70-90 кг и загрузкой 80 кг. Похоже, мне больше подходит 20-й размер с вилкой 65-85, который собираются выпустить в ближайшее время. С загрузкой под верх вилки и поведение должно быть постабильнее, и на меньшем размере, надеюсь, клеванты с акселератором будут полегче.
  2. Клеванты были подвязаны явно ниже чем надо, даже учитывая эффект их подтягивания на акселераторе. Естественно, за один единственный полёт их невозможно было отрегулировать. Просто сделать оборот вокруг руки — тоже не выход (пробовал), ощущения от управления совершенно другие, чем при вытягивании клеванты непосредственно.

UPD: Велика вероятность, что описанные нюансы обусловлены сочетанием настроек конкретного экземпляра крыла, выбранного размера и загрузкой не по верху вилки. Призываю не рассматривать мои замечания как истину в последней инстанции и не делать поспешных выводов про модель целиком. Может всё оказаться совсем даже и хорошо. Надо брать и тестировать снова. Вполне нормально, чтобы для крыльев такого уровня требовалось многочасовое влётывание. Я мог с первой попытки Klimber просто не понять.

UPD2: Как впоследствии выяснилось, Klimber лучше грузить под верх вилки. Для 22 размера оптимальная загрузка 86 кг. Правильный размер для меня — 20 м2. Поэтому замеченные мною нюансы управления нельзя считать валидными.

Klimber — крыло однозначно выдающееся. Я бы хотел дать ему второй шанс, как только представится такая возможность.

Niviuk Skin 2

Назначение: hike&fly, слёты с гор сверху вниз, однослойник
Размер: 16, вилка 60-85 кг, загрузка 80 кг
Площадь: 16 м2
Вес: 2.3 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN B в 18 размере, остальные не сертифицированы
Удлинение: 5.5
Сайт: http://niviuk.com/product.asp?prod=JNNMJNG8

Ещё одна моя попытка приобщиться к миру однослойников. На этот раз более успешная. Из всех существующих однослойников именно Skin 2 более всего похож на обычное крыло, насколько такое суждение вообще применимо к однослойнику. На нём можно крутить потоки. Он не флаттерит. У него есть вполне рабочий акселератор, хотя и с особенностями.

Маневренность Skin 2 аналогична другим мини-крыльям, её причина — рекордно низкий вес и короткие стропы. При умении можно вкрутиться в ядро самого узкого потока. Впрочем реакция на турбулентность столь же резкая. Там, где по нормальному крылу всего лишь пройдёт волна разгрузки, Skin 2 успеет пару раз дёрнуться всей тушкой, изменить курс и крен, поноситься в разных направлениях над головой и успокоиться.

Обработка потоков получается специфическая. Лучше всего найти ядрышко и крутиться в нём. В широком потоке набирать тоже можно, но с обычными крыльями можно даже и не пытаться конкурировать — каким бы ты ни был хорошим пилотом, обычные крылья будут набирать быстрее.

Акселератор присутствует, скорость на нём действительно увеличивается. Но не бесплатно — стабильность на акселераторе оставляет желать лучшего. Оба раза, когда я в термичку пытался выжать акселератор, я через 10 секунд гарантированно получал фронталку. К счастью, на однослойнике фронталка протекает совсем по-другому, чем на «взрослом» крыле. Вход в сложение, его развитие, выбивание по привычке клевантами и выход суммарно занимают времени меньше секунды. Потери высоты, считай, нет, курс не меняется. Хотя конечно близко к рельефу всё равно не хотелось бы ставить подобных экспериментов.

Есть триммера с нормально-отпущенным положением. На зажатых триммерах крыло дополнительно успокаивается.

Пытаться летать маршруты на Skin 2 — безумие. Для этого есть лёгкие крылья стандартной двуслойной конструкции. Стихия Skin 2 — слёты сверху вниз и небольшие маршрутики, почти случайно получившиеся по ходу дела.

Большой плюс однослойника (и это не только к Skin 2 относится) — чрезвычайно простой старт. Требования к стартовой площадке исчезающе малы. Можно забежать пешком на вершину и оттуда с любого пятачка стартовать. Посадка тоже не представляет сложности, хотя лучше делать её с переразгоном.

Skyman CrossAlps в родной стихии — в Альпах