Отчет по велопоходу «Адыгея 2011»

День 5

техданные

Дата 5.05.2011
Дистанция 60 км
В пути 8:55
Средняя скорость 15.7 км/ч
Набор высоты 509 м
Сброс высоты 844 м

В Мезмае тропинка по узкоколейке начинается прямо сразу за границей поселка.
Небольшой уклон вниз позволяет ехать на велосипеде, почти не крутя педали. Но особо и не разгонишься: тропика вдоль ЖД полотна узкая и местами вплотную прилегает к обрыву.
Несколько лет назад в ущелье произошел оползень, и часть узкоколейки была разрушена. Сквозное движение тепловозика стало невозможным. Следить за отрезанным участком дороги со стороны Мезмая тут же перестали, и полотно ЖД постепенно приходит в упадок.

Перед разрушенным участком обогнали группу пешеходников.

По оставшейся части узкоколейки курсирует туристический тепловозик. Для обычных туристов это означает, что с некоторой вероятностью их через ущелье не пропустят. С группой Иры Поляковой, которая была здесь через день после нас, так и произошло: их заставили купить билеты на тепловозик. С байками внутрь, правда, не пустили, и ехать своим ходом тоже не разрешили. Чёрт знает что, короче. У нас — обошлось. То ли в тот день паровозик не ходил, то ли просто повезло и ловить не стали.

Гуамское ущелье всё больше и больше оставляет впечатление попсового «туристического» места, где любителям диких красот вроде нас делать нечего. Сочетание коммерции и красивой природы, к сожалению, часто представляет собой печальное зрелище.

Мои друзья в Мезмае говорили об альтернативной дороге в Гуамку, с южной стороны каньона. Оттуда вроде как открывается замечательный вид, но надо местами карабкаться круто в гору. На карте OpenStreetMap эта дорожка, кстати, присутствует. Я думаю в следующий раз, если нас судьба сюда еще раз закинет, мы попробуем этот вариант.

Ближе к концу ущелья нам навстречу попалась группа велосипедистов. В их планы входило проехать через Мезмай, подняться на Лаго-Наки, проехать по плато и спуститься в Дагомыс, к морю. Рассказали им, что их ждет на плато. К счастью, кажется, ребята одумались и поубавили свой пыл.

На выезде из ущелья, примерно в час дня, мы решили перекусить. Заехали в самое ближайшее кафе, где нас обещали быстро накормить. Быстро не получилось, прождали целый час и изрядно замерзли. Тут еще и дождь пошел.

По первоначальному плану после Гуамки мы должны были выйти на т.н. грязную дорогу, до Армянского. Хорошо помня наши злоключения на ней в 2008 году, еще в Москве договорились ехать туда только в случае сухой погоды. Альтернатива — 30 км объезда по асфальту, через Красный Дагестан.

Мы сидели в кафе, а на улице шел дождь. Стало понятно, что малой кровью пройти грязную дорогу не выйдет. Поехали в объезд. Прибыв в Черниговское, остановились у магазина закупиться едой.

Наш дальнейший путь пролегал вдоль узкоколейки, уходящей в сторону поселка Отдаленный. Вдоль путей часто идет тропинка, по которой можно ехать. Кое-где её нет, и приходится идти с велосипедом прямо по шпалам, но таких мест не очень много.

Узкоколейку поддерживают в рабочем состоянии, при нас рабочие как раз занимались реконструкцией.

Времени было уже много, так что, отъехав от Черниговского достаточно, мы встали на ночевку рядом с большой поляной, в лесочке, на берегу ручья. Нежелательно вставать прямо рядом с полотном, здесь периодически ездит тепловоз.