Впечатления о тестовом полёте на Ozone LM6

За прошлый и этот год удалось попробовать больше десятка разных крыльев. Но по стечению обстоятельств среди них не оказалось столь интересной мне Мантры. Наконец-то появилась возможность это исправить. Огромное спасибо Насте Энгельсон за предоставленное крыло!

Размер S, площадь 22 м2, вилка 65-85 кг, загрузка 82 кг.

LM6 — это вышедшая в 2016 году облегчённая версия Мантры M6 2013 года разработки. Применены лёгкие ткани, облегчённые свободные концы, штатно стоят софтлинки вместо мольев. Классические 3 ряда, удлинение 6.9. Сертификация EN D. Вес 3.9 кг.

Вывод крыла оказался простой (с поправкой на удлинение) благодаря лёгким материалам и почти нулевому налёту этого экземпляра крыла. Чуть только стоит подуть ветру — крыло тут же рвётся в воздух.

Поведение в полёте вполне адекватное классу. Понятное дело, аппарат не простой. И летая на нём, лучше бы хорошенько понимать, чего ты делаешь. Мантра — это удобный и качественный инструмент, но только для квалифицированного пилота.

Внутреннее давление на среднем уровне. Ушами не хлопает, форму крыло держит хорошо. Разве что уши в турбулентности любят отдельно от центроплана колебаться вперёд-назад-вперёд-назад. Но никаких проблем это не доставляет. По крайней мере ощущения извивающейся змеи (удлинение-то ого-го, 7!) — нет. Привет UP Trango XC2, на который в сильную погоду со стороны смотреть страшно.

Возникло ощущение, что оптимальная загрузка была бы на 3-5 кг побольше. Т.е. считаю, что грузить нужно под самый верх вилки или даже ещё чуть больше.

Энергоёмкость достаточная и можно сказать аналогична моему Пику 3. По тангажу Мантра задемпфирована чуть сильнее Пика.

Погодка сегодня. Из-за горизонта потихоньку наползает фронтовая гроза.

Акселератор просто чудесен! Немного длиннее, чем на Пике, но всё равно в рамках разумного. При этом он лёгкий, линейный и очень удобный. Крыло остаётся достаточно стабильным на всём диапазоне режимов акселератора. Скорости — достаточно. Ещё больше даже наверное уже не нужно для крыла этого класса. Измеренная мною прибавка на акселераторе — такая же или чуть больше чем на Пике, т.е. 16-18 км/ч @1500м asl. Всё 3 ступени акселератора оказываются рабочими. На первой можно лететь по турбулентности, причём прибавка скорости уже явно чувствуется. Вторая ступень для большинства переходов. На третьей ступени можно нестись со свистом за горизонт, не особо теряя высоту. На почти полном акселераторе (5-10 мм до схождения блочков) собственное снижение у меня получилось 2-2.1 м/с. Даже на полном акселераторе крыло не показывает признаков потери устойчивости по крену или другой излишней нервозности. Просто отлично! Если на Пике я в основном летаю на 2/3 акселератора, то Мантра вдохновляет гонять на полной скорости. И это прекрасно.

Несколько раз во время активного маневрирования на границе сильного потока ловил режим, когда стропы жужжат. :) Звучит это, как будто рядом летает радиоуправляемая модель самолёта.

Петельки на С-рядах удобные и расположены достаточно высоко. Управлять удобно. Как вариант — указательные и средние пальцы ложатся на петельку, безымянные и мизинцы — на С-ряд ниже. При этом мизинец касается стропички, через которую подключается внешняя стропа B-ряда. Через эту ушную стропу параплан, особенно на акселераторе, как бы говорит периодически: «Хозяин, ты пожалуйста бди! А не то…» Через ушную стропу удаётся считывать больше информации о состоянии и движениях окружающего воздуха. Размещение посадочного места кнопки клеванты посередине петельки на С-ряде может и не самое удачное, но терпимо. А вот то, что поводок клеванты крепится там же, мешает браться за петельки вслепую.

Свободный конец LM6

Клеванты потяжелее, чем я привык.  К сожалению, на тестируемом крыле клеванты были подвязаны низко (15+ см люфта на полном акселераторе). Это конечно добавило дискомфорта. В потоке внутренняя рука устаёт, даже если перехватиться повыше. Но не будешь же клеванты перевязывать, крыло-то чужое.

Ручки клевант большие и частично из-за этого не очень-то удобные. Пока что лучшие ручки клевант, что я видел, были на Gin Explorer. Внешне они все почти похожие, а ощущения разные.

К маневренности есть вопросы. Отклик на клеванту есть, поворачивается крыло в принципе нормально. Но острым я управление точно не назову. После тестового полёта на Мантре специально взлетел ещё раз на Пике, чтобы сравнить ощущения в том же самом лётном месте, по той же погоде и с той же самой подвеской. Разница в маневренности однозначно видна. Только сейчас до меня наконец дошло, почему многие из попробованных мною крыльев ощущались вялыми. Почему якобы выдающийся по маневренности Cayene 5 не произвёл на меня большого впечатления. И только ещё более острый Poison X-Alps оказался впору. Причина в том, что пробуя разные крылья я невольно сравниваю их с Пиком, в маневренности которого у них появляется очень серьезный соперник. Но вернёмся к Мантре. Реакция на вираж задумчивая. Может надо влетаться и приспособиться. Например, начинать вираж заранее. Может какая-то своя технология оптимального виража на этом крыле есть. А может нужно просто привыкнуть и найти свои плюсы в таком характере управления. Надеюсь, что когда выпустят Мантру 7, нюанс с манёвренностью поправят. Ведь это почти единственный недостаток этого крыла.

Потоки крутить очень удобно. Вроде бы ничего особенного не делаешь, центрируешь как обычно. Но потом глядь — куда все подевались? Почему все остались где-то далеко внизу? Короче говоря, отлично. Мне стало чуточку более понятно, почему за Мантрами/Зено/Энзо сложней, чем за другими крыльями, удержаться в потоке. Дело-то оказывается не только в пилотах, но и в крыльях.

Режим ушей есть, как бы это ни было удивительно для EN D крыла. Сами по себе уши стабильны, но вот самые кончики их — трепыхаются, и никак это не унять. Снижение на ушах около 2 м/с. При отпускании строп уши залипают. При раскрытии клевантами остаются залипшими кончики ушей. Те самые, которые трепыхались. Их потом ещё дополнительно нужно раскрывать. Сложения я не тестировал, но говорят, что асимметрии раскрываются тоже с залипшими кончиками ушей, иногда с маленькими галстучками. Поскольку хороший пилот асимметрии получает редко, в залипающих ушах и галстучках не вижу большой проблемы.

В спирали Мантра ведёт себя стандартно. Спираль, как и на большинстве крыльев этого класса, на Мантре самый эффективный способ быстрого сброса высоты.

Пора подвести итог. Поменял бы я Пик на Мантру? Да, поменял бы. Я готов смириться с недостаточной манёвренностью и необходимостью иногда расправлять галстучки на кончиках ушей, но получить взамен шикарнейший акселератор, внушительную рабочую максимальную скорость и способность эффективно набирать в потоках. Крыло мне однозначно понравилось, и в хардкорной части моего личного рейтинга крыльев Мантра и Poison X-Alps конкурируют за первое место.