Отчет по велопоходу «Адыгея 2011»

Отчёт о велосипедном походе 1 категории сложности по Адыгее, совершенном с 1 по 8 мая 2011 года.

Нитка маршрута: Псебай — Бугунжа — Узловой — Баговская — ур. Гурман — ур. Чорт  — руч. Рабочай — балка Карповая — поляна Крестовая — поляна Тумасова — ур. Монашкины поляны — долина р. Дах  — Усть-Сахрайский — ДаховскаяХамышки — хр. Инженерный — поляна Железнякова — асф. дорога на плато Лаго-Наки — МезмайГуамка — Нижегородская — Красный Дагестан — Новые Поляны — Черниговское — 10 км — Отдаленный — пер. ГрачевскийЛазаревское.

Информация по походу

Идея маршрута

Велоклуб 3x9 «Серега! Давай найдем лишений!» — маниакальное желание Кирилла практически предопределило стиль будущего похода.

8 дней, Кавказ, май.
Сильная группа, которая может всё! Красоты и драйв отличного похода — вот главное, километраж и прочая ерунда второстепенны. Минимум асфальта, потому что по нему ехать скучно. Облегченное снаряжение, оптимизированное под частую переноску на собственном горбу вместе с байком.

Ну и пусть официальный велотуризм считает наш маршрут всего лишь единичкой. Главное — не категория, главное — …лишения! :)

Состав группы

Варианты подъезда/отъезда, аварийные выходы с маршрута

Заброску в Псебай удобнее всего делать на грузовом такси из Армавира, куда приходит поезд. В нашем случае машина была Газель «Фермер», 5 мест + фургончик сзади. 2600 р. и 130 км.

Выброска из Лазаревского поездом.

Весь маршрут проходит поблизости от населенных мест. Максимум в течение суток можно добраться до ближайшего селения и нанять машину для эвакуационной выброски. Много где работает сотовый телефон. Ближайшие большие населенные пункты на первой половине маршрута — Майкоп, на второй — Апшеронск.

Навигация

трек фактический: 2011-05-01-Adygeya.gpx

Общая дистанция 303 км
Суммарный набор высоты 6180 м
Суммарный сброс высоты 6856 м

Описание прохождения маршрута

Пролог

В клубе 3×9 стало хорошей традицией делать большие общие походы несколькими группами в один и тот же регион, в одни и те же сроки. Вот и в этот раз на Кавказ собрались аж 7 групп, включая нашу. Большинство групп выгружалось из поезда в Армавире, также как и мы.

По плану, мы должны были пересечься с группой Ирой Поляковой где-то в районе Лаго-Наки. Возвращаться в Москву планировалось также вместе, на одном поезде.

День 1

техданные

Дата 1.05.2011
Дистанция 49 км
В пути 9:31
Средняя скорость 10.9 км/ч
Набор высоты 732 м
Сброс высоты 608 м

elevation_day1

Около вокзала ждало заказанное заранее грузовое такси. Так что, не собирая велосипедов, мы перегрузились в машину и поехали в Псебай, куда прибыли к 9:00. Таксист, следуя моей просьбе, выгрузил нас на лужайке прямо возле магазина. Собрали и настроили велосипеды, а затем позавтракали тем, что удалось найти в магазине. И — поехали.

Наша цель — маленький перевальчик между Псебаем и Бугунжой. Судя по карте, там есть дорога. На местности дорога также нашлась, представляя собой вполне уверенную грунтовку с камешками и лужами время от времени. Май, Кавказ, солнце, тепло… — красота! Не отъехав от асфальта и пары километров, проехали первый мелкий брод, после которого остановились переодеться полегче.

У таких грунтовок, уходящих с асфальта вверх в горы, часто есть одно неприятное свойство: чем выше, тем меньше по ним ездят. Так и тут, сперва прямо в колеях стала попадаться молодая, никем не примятая трава, а затем дорогу перегородила промоина от ручья, преодолимая лишь, пожалуй, только на очень подготовленном внедорожнике. Место, кстати, красивое.

В начале спуска с перевальчика Марина пожаловалась на недостаточно накачанную вилку. Остановились в красивом месте, стали накачивать. Сверхлегкий вилочный насос, только я подключил его к вилке, сказал пшшш-ш-ш… и вилка просела совсем. Кое-как поколдовав, удалось заставить его вкачать в вилку хоть сколько-нибудь воздуха, но давления явно было недостаточно.  Хорошо хоть в вилке стандартный ниппель, можно будет отловить какого-нибудь автомобилиста и попробовать накачать вилку автомобильным компрессором. Знаю, звучит дико, но что делать? Все наши насосы без шланга, и к вилке не подключаются. Искать другую группу велосипедистов можно не один день, так что компрессор — наш вариант. Спуск Марине пришлось ехать очень-очень осторожно, местами даже идти пешком, чтобы не повредить вилку. Воистину, лучшее — враг хорошего!

Где-то в середине спуска слева примкнула хорошо накатанная дорога. По всей видимости, она шла из самого Псебая,  проходя южнее того варианта, что выбрали мы. Мы обрадовались улучшению покрытия, но радость была недолгой. В первом же мокром месте — глиняные колеи глубиной по втулки и грязь. Примечательно, что в этом месте обогнали лошадь с телегой. Как они проехали по колеям, для меня остается загадкой.

Также навстречу попались ребята на Шниве, которые планировали проехать нашим сегодняшним маршрутом в обратном направлении. Рассказали им о том, что их ждет.

Ближе к Бугунже дорога пошла прямо по руслу ручья (руч. Гунжонок). Глубина воды небольшая, так что ехать получается нормально. Хорошо, что по течению :)

Перед населенным пунктом последнее препятствие — река Бугунж. Глубина примерно по колено, течение умеренное, перешли без проблем.

По хорошему грейдеру поехали вниз, до Узлового. А затем по асфальту — до Даговской, где встали у магазина перекусить и закупить продуктов на следующие 2 дня. Тут же нашелся и автомобилист с правильным компрессором. Вилку накачали до избыточного давления, а затем вручную спустили до нужной жесткости.

Дорога от Баговской до ур. Гурман представляет собой хорошую укатанную грунтовку. Около брода через р. Гурман нам навстречу проехала группа на квадроциклах, похоже именно эти товарищи прокатывают здесь дороги.

По плану мы должны были встать на ночевку в районе ур. Гурман. На пригорке, сразу вслед за небольшим бродом через ручей, мы нашли беседку-навес и остатки какого-то сельхозагрегата.

В чистом поле вставать не хотелось. Нужная нам завтра дорога ушла вверх в горы на СЗ, мы же решили проехать чуть-чуть и встать на отворотке, которая пошла на З прям вдоль реки. Увы, метров через 300 мы уперлись в частное владение и чей-то дом, пришлось возвращаться.

Следующее место, где можно встать — на пересечении нашей завтрашней дороги и ручья. Добрались туда уже почти к закату. Место оказалось вполне приличным, разве что кое-где сыроватым. Думали, разводить костер или нет, в результате на костер забили и сразу после ужина легли спать. Удобно, когда костер можно вообще не разжигать, а еду готовить на горелке.