Продолжая традицию прошлого года, снова съездили на тестиваль в австрийский Кёссен. Удалось попробовать несколько новых для себя крыльев, и поменять мнение о некоторых знакомых ранее.
Рассказы о крыльях ниже нельзя назвать полноценными тестами. Это скорее первые впечатления, описание характеров крыльев. В конце концов, что можно понять о параплане всего за пол часа-час тестового полёта? Тем более, если речь идёт о классе EN-D, где крылья сами по себе сложны в управлении и подразумевают длительное и аккуратное влётывание.
Крылья в обзоре:
Advance Omega X-Alps 2
Назначение: X-Alps, бивак
Размер: 22 м2, вилка 70-85, загрузка 82
Площадь: 22 м2
Вес: 3.3 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN D
Удлинение: 7.05
Сайт: https://advance.ch/en/products/paragliders/omega-xalps-2/
Первое впечатление крыло производит приятное. Ожидаемо хорошее качество изготовления, компактные размеры, низкий вес.
Неожиданно было увидеть полноценные, удобные свободные концы на крыле такого низкого веса. Спасибо, что не стали экономить на удобстве.
На акселераторе прибавляет хорошо, максимальная скорость достойная. Да и вообще поведение крыла приятное, с оглядкой на удлинение. Не оглядываться на удлинение не получится, оно тут ощущается хорошо.
Клеванты достаточно короткие, с умеренной нагрузкой. Понятное дело, на таком крыле чайники летать не будут, и короткий ход клевант проблемой не является. И наоборот, короткие клеванты даже удобнее. Разве что такое поведение может осложнить посадку на ограниченную площадку.
Что не понравилось, так это управление палочками на задних рядах. Нагрузка на палочках настолько велика, что рулить ими неудобно.
Маневренность хорошая. Не феноменальная, но хорошая. И вообще крыло ведёт себя адекватно.
Ozone Delta 3
Назначение: XC
Размер: S, вилка 65-85, загрузка 84
Площадь: 22 м2
Вес: 5 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN C
Удлинение: 6
Сайт: https://www.flyozone.com/paragliders/en/products/gliders/delta-3/info/
Хорошее маршрутное крыло, которое будет пользоваться заслуженной популярностью. Почти всё с ним хорошо. Маневренности достаточно, летит отлично, в т.ч. на акселераторе.
В воздухе ведёт себя стабильно. Интересная особенность поведения: угловые перемещения крыла в неспокойном воздухе неожиданно малы. А о том, что происходит вокруг, крыло сообщает изменениями скорости. Поначалу это непривычно, но потом привыкаешь и учишься воспринимать эту информацию. После крыльев D-класса Дельта неожиданно много времени предоставляет пилоту для реакции на изменяющуюся обстановку.
У Дельты традиционное для Озона, но тем не менее странное конструктивное решение поводок клеванты крепить к середине ручки на заднем ряду. Зачем так делать — непонятно, это неудобно. Впрочем, это уже придирки.
Есть два неприятных момента:
- Крыло габаритное в сложенном состоянии, плюс требуется специальный фирменный валик для укладки жёсткостей. И 5 кг в маленьком размере по современным понятиям многовато. Впрочем для тех, кто не стремится к компактности и легкости комплекта снаряжения, это не будет проблемой.
- Крыло вяжет маленькие неприятные галстучки. Лететь они не мешают, но факт остаётся фактом. Галстучки появляются после режима ушей (всегда), после искусственно вызванных асимметрий. За галстучную стропу легко и быстро не расправляются, надо несколько раз дёргать клеванту.
Supair Wild
Назначение: X-Alps, бивак
Размер: 21, вилка 72-86, загрузка 82
Площадь: 21 м2
Вес: 3.15 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN D
Удлинение: 7
Сайт: http://www.supair.com/en/produit/wild/
Меня очень радует наметившаяся тенденция делать сверхлёгкие хорошо летающие парапланы. Wild — без сомнения достойный представитель такого класса крыльев.
По маневренности всё стандартно для low-D. Разумно короткие клеванты с нормальной загрузкой, адекватная реакция на управление весом. Всё удобно.
Характерная и даже отличительная особенность крыла — поведение в потоке. Крыло информативное, оно заботливо рассказывает пилоту о происходящем вокруг пинками в подвеску. Сложно эти ощущения описать словами. Одно могу сказать: всегда точно знаешь где поток и какой конкретно долей крыла ты в него влетел. Полезной информации откровенно много. А бесполезная задушена. Крыло ощутимо задемпфировано по тангажу, и не пытается нырнуть под ноги при любом удобном случае.
Акселератор чуть, самую малость, длинноват. Зато без изменения рычажности, это приятно. Максимальная скорость ожидаемо высокая.
Палочки на задних рядах вполне комфортные. Когда-то удобнее браться за сами задние ряды. Оба варианта рабочие.
Не понравилось, как сделаны клеванты. Они слишком тонкие и не ухватистые. Клеванта крепится к свободному концу на липучке. Тут разработчики крыла конечно отожгли. К счастью, убрать это недоразумение и поставить стандартный магнит или кнопку не очень сложно. Заодно и клеванты поменять на нормальные. И будет то что надо.
Gin Explorer
Назначение: лёгкое маршрутное крыло
Размер: XS, вилка 65-85, загрузка 82 кг
Площадь: 21.6 м2
Вес: 3.4 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN B
Удлинение: 6.1
Сайт: http://gingliders.com/paragliders/explorer/
В прошлом году я уже брал на тест Explorer. Сейчас решил освежить воспоминания.
По большому счёту, всё написанное в прошлый раз остаётся в силе. Появилось 2 новых наблюдения:
Как ни крути, это B-класс. Поймал себя на том, что акселератором пользуюсь в режиме вкл-выкл. Там, где на Пике я лечу на половине акселератора, на Эксплорере я выжимаю полный. Но в отличие от Пика, ещё одной ступеньки — нет, это максимум. Медленно!! Я это не к тому, что крыло само по себе медленное. Скорее к тому, что будучи развращённым большими скоростями EN-D крыльев я похоже окончательно перерос B-класс.
В термической спирали Explorer как и любая другая B-шка быстрее теряет высоту по сравнению с EN-D с удлинением 7. Немного, но эффект всё-таки заметен. Энергоёмкости опять же поменьше. Когда приходится выживать «в соплях», довольно быстро приходит понимание, чем ты заплатил за улучшенную безопасность.
Тем не менее, я по прежнему решительно рекомендую Explorer как выдающееся крыло B-класса.
AirDesign Hero
Назначение: hike&fly и маршрутные полёты для опытных пилотов, бивак
Размер: S, вилка 70-85 кг, загрузка 81 кг.
Площадь: 20.3 м2
Вес: 2.93 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN D
Удлинение: 6.95
Сайт: https://ad-gliders.com/en/products/lightweight/hero
Ещё одно крыло, которое я решил попробовать повторно. Хоть выбор лёгких EN-D крыльев и растёт как на дрожжах, он по прежнему уступает в многообразии классическим маршрутным крыльям. Оттого и более пристальное внимание к каждому из кандидатов на роль «самого-самого» крыла.
Главный вопрос, так и зависший с прошлого года — управляемость. В этот раз я специально поставил себе цель найти поточек позлее и хорошенько в нём покрутить. Надо сказать, к момент взлёта погода развилась достаточно. Потоки были до +4 м/с, впрочем без особой весенней жесткости.
По итогам повторного полёта я наконец-то могу сказать, что «особенности» управляемости Hero не настолько критичны, чтобы стать препятствием в покупке крыла. Приноровиться к стилю управления Hero вполне возможно, и вряд ли вообще после влётывания пилот вообще будет какие-либо особенности замечать.
Строго говоря, каждое крыло такого класса достаточно сложно в управлении, и вряд ли оптимальный стиль управления удастся распознать сходу. И только налетав десяток-другой часов в самых разных условиях можно будет сделать хоть сколько-нибудь объективный вывод о крыле.
Свободные концы выполнены в решительно минималистичном стиле. Отказ от использования лент для концов может иметь негативные последствия: точку крепления конца к карабину уж очень легко развернуть неправильным образом, перекрутив таким образом свободный конец. В принципе, такая ошибка не критична, и даже акселератором пользоваться не особо мешает, но тем не менее.
Дополнительный линк, подтягивающий B-ряд на полном акселераторе, выглядит странно. Так и хочется взяться за него рукой вместо ручек на задних рядах. Ручки, кстати говоря, сделаны удобно, несмотря на свой сверхмалый вес. Этот элемент — пример для других производителей сверхлёгких крыльев.
В противоположность Supair Wild, Hero слабоинформативен. Это не хорошо и не плохо, а просто другой стиль пилотирования. Мой Пик 3 тоже нельзя назвать информативным крылом, однако у меня не возникает ни малейших проблем с тем, чтобы прекрасно распознавать движения воздуха вокруг себя. Нужно только настроить чувствительность самого главного компонента летательного аппарата — пилота — и научиться считывать передаваемую крылом информацию. Хотя конечно не спорю, когда крыло само всё внятно рассказывает, это удобно. Лишь бы под ноги в сильную погоду не прыгало :)
Nova Sector
Назначение: маршрутные полёты
Размер: XS, вилка 70-90 кг, загрузка 82 кг.
Площадь: 22.7 м2
Вес: 3.8 кг
Год разработки: 2017
Сертификация: EN C
Удлинение: 5,92
Сайт: https://www.nova.eu/en/gliders/sector/
Не довелось мне за долгие годы ни разу полетать на Менторе, так что знакомство с парапланами фирмы Nova начал сразу с Сектора. Сектор — не замена злобному Тритону, скорее это более продвинутая версия Ментора.
До этого на тестивале моё внимание было приковано к лёгким крыльям (кроме Дельты, конечно), так что поначалу Сектор показался громоздким и тяжёлым :) Но это не так, конечно. Вес Сектора вполне вписывается в современные легковесные тенденции. И это несмотря на классическую конструкцию свободных концов без какого-либо бездумного облегчения.
В полёте Сектор с удлинением чуть менее 6 ощущается таким вот матрасиком после злобных и узких D-шек. :)
Качество изготовления отличное, это-ж Нова.
Летит крыло вполне в соответствии со своим классом сертификации. С максимальной скоростью вопрос открытый, вроде разгоняется нормально, но померить толком не получилось.
Немножко напрягло регулярное хлопание внешним ухом в потоке. Да и просто в турбулентности ощущается, что уши не особо загружены. Полагаю, хлопоухость может уйти при загрузке под самый верх вилки. Также как и ощущение чрезмерной мягкости крыла. Сектор точно не стоит грузить по середине вилки и ниже.
Осталось непротестированным
Весь тестиваль я регулярно навещал стенд Niviuk в попытках взять на тест Артик 5. Увы, крыло оказалось чрезмерно популярным, и его так и не удалось выловить. Было бы здорово, если бы производители самые популярные модели крыльев привозили хотя бы в 2 экземплярах. Также после прошлого года очень хотелось реабилитировать Niviuk Klimber. Но в 20-м размере (22-й как выяснилось в прошлом году мне велик) его почему-то не привезли. Не было и Peak 4. В следующем году обещан Peak 5, было бы интересно на нём полетать.
777 Queen 2 увы тоже в пролёте. На момент проведения тестиваля крыло в размере S ещё не прошло сертификацию. Но с 777 проще, и я надеюсь взять Queen 2 полетать-потестировать этим летом. А там глядишь и King 2 не за горами ;-)
Также остались в стороне такие безусловно достойные внимания крылья как Supair Taska, Gradient Aspen 6, BGD Lynx, Ozone Alpina 3, не говоря уже о Airdesign Susi 3, Skyman Edmund Race и прочих сверхлёгких тряпочках. Трёх дней тестиваля ну никак не хватает для того, чтобы попробовать все интересные крылья!