Стартую пораньше, никого не дожидаясь. На Биллинге выкручиваю неожиданные 3700 м, при минимуме для прыжка на север 3200 м. Погода в горах хорошая.
Переход с Биллинга на север делаю с несколькими другими пилотами. Впрочем, вскоре после первого холма в больших горах они поворачивают обратно и дальше я лечу в гордом одиночестве.
Вовсю чувствуется дыхание осени. Все северные склоны гор то тут, то там присыпаны снегом, который уже не тает.
Пролетаю дальше на север, оглядываюсь, — и моему взору открывается мрачная картина. Вертикальная полукилометровая стенка северной экспозиции, скованная холодом. Вживую смотрится весьма зловеще.
Хребет, вдоль которого я лечу, загибается на восток. Если я продолжу движение по нему, прилечу к леднику. Оттуда надо или набирать упомрочительную высоту минимум в 5500 м и прыгать напрямик в сторону Манали, или возвращаться обратно тем же путём. Мне нужно забирать правее, чтобы обойти ледник.
Расстояния на переходах большие. Как раз есть время отогреть руки, осмотреться и пофотографировать. Наверху холодно, явно отрицательная температура — вода в шланге гидратора замерзает.
Подлетаю к леднику. Горы выглядят так, что лезть туда ну никак не хочется! Пониже, потеплее, поближе к людям…. А там только лёд и камни.
Понимаю, что этим хребтом дело не ограничится. Нужно прыгать ещё правее. Вот примерно сюда:
С этой точки открывается шикарный вид на ледник. Во мне борятся два желания: пролететь над ледником и улететь отсюда как можно скорее и дальше. Полёты над этой местностью, скажем так, не вполне безопасны без специальной подготовки и снаряжения.
Так, отлично, сейчас по этому хребтику пролечу, и окажусь уже на главном хребте, за которым — долина Куллу.
Как бы ни было опасно в горах, там неизменно красиво.
План почти сработал. Вылез на главный хребет. Вот только с хорошими потоками там напряг. А к тому же лететь мне на юг, т.е. приходить на триггеры с севера. Но теперь хотя бы есть сравнительно безопасный вылет в (обитаемую!) долину Куллу.
Слева склон в тени. Уже вторая половина дня, солнце с него ушло.
Справа склон тоже в тени. Северная холодная стенка.
Куда деваться? А мне ведь только вперёд нужно двигаться.
Нахожу какую-то соплю, выкручиваю в ней несколько десятков метров — как раз хватит, чтобы допрыгнуть до следующей освещённой стенки. Нормального потока нет, так что выкрутить выше рельефа нет возможности. Облетаю пик сбоку. Красиво.
Ура! Я почти что спасён! Сейчас я вот на этой стеночке наберу…
А где же поток? Почему его нет? Почему тут турбулентность?
Хожу туда-сюда, жду поток. Его всё нет и нет. Может так допрыгну? Нужный перевал совсем рядом, и превышения высоты вроде как хватает.
Иду на переход. Чем дальше отлетаю от склона, тем сильнее колбасит. Приходит понимание, что я лечу прямиком в ротор. Но как-то он великоват для этого места!
Похоже, не зря меня поддержало, когда я шёл вдоль главного хребта над неосвещённым восточным склоном. Из долины с востока дует довольно сильный ветер. С юга, из-за перевала, помогает ветром из соседней долины (мне как раз туда). Собираясь над вершиной, эти два ветра обрушиваются внутрь той самой долины, в которой я нахожусь. Ветер дует ВНИЗ по долине. Естественно, это автоматически прибивает всю термичку. И на восточный склон главного хребта мне уже не выбраться, я провалился ниже. Ну что, медведи и леопарды, я к вам лечу, знакомиться!
Но для начала — пробую всё-таки выбраться наверх. Ухожу вниз по долине до места, где южный склон слегка загибается. Именно в эту точку попадает перетекающий с востока воздух. И в неё же возвращается воздух, который стелется по дну моей долины, доходит до конца и не находит выхода.
Несколько минут еложу у склона в ожидании потока. Не уверен, что это можно назвать термодинамиком, скорее похоже на чистый динамик. В конце концов дожидаюсь потока и стремительно набираю в нём пол километра высоты. Всё, теперь точно спасён! Этой высоты мне точно хватит, чтобы пройти перевал.
Естественно, пока боролся внутри долины, было не до фотографирования. Смог достать фотоаппарат только теперь, с запасом высоты.
Забавно, набранной высоты хватило для прыжка через перевал с большим запасом. Похоже, что то, что ниже ведёт себя как ротор, сверху — ничто иное как зона конвергенции. И облака, которые стоят над вершинкой рядом с целевым перевалом, имеют именно конвергентную, а не термичную природу.
Пришлось даже лавировать между облаков и искать разрыв, где повернуть направо, на юг — конвергенцией меня вынесло даже несколько выше, чем хотелось бы.
Дальше — лишь пара красивых видов и привычная уже дорога домой.
На 360 пришёл как всегда с большим запасом высоты. Немного потрепал нервы западный ветер, дующий по низам. Вместе со сдыхающей погодой это немного добавило сложностей при возвращении домой.
Итог: 5 часов в воздухе, из которых 3 часа в больших горах; максимальная высота 5400 м; температура лёгкая отрицательная. Маршрут без корректной высотной адаптации и бивачного снаряжения к повторению не рекомендуется из-за опасности оказаться запертым в больших горах с перспективой холодной ночёвки.