Отчет по велопоходу «Адыгея 2011»

День 4

техданные

Дата 4.05.2011
Дистанция 31 км
В пути 9:05
Средняя скорость 10.4 км/ч
Набор высоты 826 м
Сброс высоты 1235 м

Наутро оказалось, что окрестности ручья заросли какими-то вечнозелеными растениями. Попались и просто красивые цветы. Вот так, стоит отойти 10 шагов от развороченной людьми полоски земли, и тут же попадаешь в ту природу, которая была до прихода людей, и останется после них.
По случаю хорошей погоды и своеобразности места собрали лагерь, и вышли не очень рано.

Дорога так и не улучшилась. Резкий набор высоты, грязь, колеи.
Вскоре встретились и лесорубы. К сожалению, с дорогой после них снова ничего положительного не произошло.

В одном месте видели след медведя.

С ростом высоты буйство зелени, которое было внизу, стало уступать место состоянию ранней весны. Чем выше забирались, тем прохладнее и мокрее становилось. Вскоре кое-где на обочинах стал появляться и снег. Многие уже давно распрощались с сухими ногами и просто двигались вперед.

Мы двигались вверх, к месту, где подъем выполаживается и становится видно плато Лаго-Наки в надежде, что там бездорожье закончится. Но надеждам не суждено было сбыться. Наверху нас ждал дождь, всё та же грязь и замечательный вид на плато.

Резкий набор высоты сменился столь же резкими маленькими горками вверх и вниз. В одном месте нас обогнал лесовоз, мы воочию посмотрели на тех, кто прокатывает здесь мегаколеи.

Вскоре на обочине дороги попался застрявший и сломавшийся бульдозер. Откуда у лесорубов бульдозеры?

Отгадка не заставила себя долго ждать. Дорога уперлась в целый парк строительной техники и группу суровых мужиков, которые прокладывают здесь новую ЛЭП. Поглядели как на диковинку, мы на них, они на нас. И мы пошли дальше.

Дорога становилась всё хуже. В конце она превратилась в глиняно-грязевое месиво, изъезженное вдоль и поперек гусеничным трактором. Мы пытались обходить грязь выше по склону. Карабкаться по свежей и еще не убранной вырубке с байками получилось еще медленнее. Наконец, стали двигаться прямо по грязи. Реальная скорость — 500 метров в час.

Глубокие лужи сменялись резкими глиняными подъемами. Периодически начинался дождь. Условия — явно не для слабых духом.

Не только всё хорошее когда-нибудь кончается, но и всё плохое тоже. Перед нами лежал снежник, по которому в этом году еще никто не проезжал. Строители сюда еще не добрались. Кое-как отковыряли грязь от велосипедов, перекусили, и пошли дальше.

Вскоре началась открытая от снега старая дорога. Если бы не постройка ЛЭП, она нас ждала бы еще с точки выполаживания подъёма. Дорога, хоть и находится в полузаброшенном состоянии, на велосипеде вполне проезжаема. Лишь изредка дорога бывает закрыта еще не растаявшими снежниками.

Лес сменился полем, и мы оказались в замечательном месте, именуемом поляна Железнякова. Вид на плато Лаго-Наки, периодически скрываемый облаками, нетронутая человеком природа, ранняя-ранняя весна — всё это создает удивительное ощущение спокойствия и умиротворенности. Жаль, что у нас не было запасного времени, здесь можно было бы сделать полудневку, место того стоит.

Дорога, по которой мы передвигались, когда-то была врезана в склон горы. Теперь же её пересекали десятки и сотни больших и маленьких ручейков. Благодаря тому, что здесь северный склон, снег не спешит таять даже несмотря на ощутимо плюсовую температуру.

Весна здесь настолько торопится вступить в свои права, что цветы не дожидаются, пока земля освободится от снега. Не знаю, как называются эти растения, они впитывают обильную влагу, которая стекает на них с тающих снежников. Удивительное место!

Очень хорошо, кстати, ощущается разница температур. Выйдешь на полянку — тепло. Зайдешь в ложбинку, да под кроны деревьев — тут же 100% влажность, туман и холод.

Мы шли по снегу, и периодически видели перед собой остатки лыжни, проложенной еще зимой. Сюрреализм ситуации подпитывал наш боевой дух. Вид пробуждающейся ото сна природы необыкновенно вдохновляет. Это именно то место и время, которое останется в памяти на долгие годы.

Мы подошли к месту, где дорога сильно размыта ручьём. Когда-то здесь, наверное, был мост. Теперь же — каньончик с крутыми осыпающимися склонами и, по случаю мокрой погоды и соответствующего времени года, во всю силу бурлящий поток внизу. Одно единственное место, где можно было через поток перебраться, позволяло безопасно перепрыгнуть только налегке. Мы не стали рисковать и натянули переправу из взятых как раз для таких случаев веревок и железа. Арсенал состоял из 30 м 8 мм шнура, 50 м 3 мм шнурочка, 2 петель 60 см, реверсы, нескольких карабинов, пластикового ролика Petzl и нескольких шнурочков по паре метров длинной. Рюкзаки и велосипеды переправили по веревке, сами же — самостоятельно. Переправа заняла один час.

После переправы тропинка такого же качества, что и раньше, привела нас к асфальтовому подъему на Лаго-Наки.

К сожалению, наши злоключения на грязной дороге отняли у нас больше времени, чем планировалось, так что заезд к подножию плато пришлось отменить. Уверен, на Лаго-Наки мы еще вернемся и даже проедем по самому плато, но — тогда, когда это имеет смысл, а именно летом.

Спускались к Мезмаю по уже знакомой мне по Адыгее 2008 года дороге. Уверенная грунтовая дорога с периодическими выходами породы на поверхность — мечта велосипедиста, когда он едет по ней вниз. :) Немного жаль, что нельзя было нестись во всю силу, и периодически приходилось ждать группу. Опасность упасть на спуске (тем более на дороге, из которой то и дело торчат камни) довольно высока, хорошо, если кто-то из друзей окажется рядом.

Заночевали в самом Мезмае на частой территории у моего знакомого прямо в саду.