Как получить словенские водительские права?

Зачем вообще нужно получать словенские права?

Тем, кто недавно переехал в Словению, первое время разрешается ездить по своим национальным правам. Через 6 месяцев с момента первой регистрации, т.е. получения квитка с пропиской, появляется возможность сменить права на местные, а еще через 6 месяцев эта возможность превращается в обязательство. Если продолжать ездить дальше, то при остановке полиция выпишет штраф в 500€ (250€, если заплатить в течение 2 недель).

Полиция просто так машины не останавливает, и некоторые умудряются ездить со старыми правами годами. Но лучше поменять.

Какие нужны документы?

driving-license-documents
Официальный список документов для замены водительских прав
  1. Национальное водительское удостоверение
  2. Фотография
  3. Медицинская справка
  4. Книжечка об обучении в автошколе (в автошколе выдадут, и там же в архиве потом она остаётся)
  5. Карточка ВНЖ (показать)
  6. Справка о том, что текущее водительское удостоверение действительно, с переводом на словенский язык. — введено в обязательные документы с января 2015 года.

Что из себя представляет процесс замены прав?

Для замены иностранных прав на словенские требуется сдать экзамен по вождению. Теорию и площадку сдавать не нужно.

Вождение сдают при одном из экзаменационных центров. Нужно прийти в Управну Еноту (любую) и выбрать место, дату и время проведения экзамена из ближайших доступных вариантов.

Экзамен по вождению проходит при непосредственном участии автошколы. Именно школа предоставляет машину и инструктора на время экзамена. Кроме того, точно так же как и в России, вождение «для экзамена» совершенно отличается от вождения в реальной жизни. Не зная некоторых нюансов сдать без подготовки будет практически нереально. Так что увы, без услуг автошколы не обойтись.

Никакого минимального количества занятий в автошколе законом не предусмотрено. Однако разумно достаточным будет покататься 5-8 часов. Есть смысл выбирать школу, где инструктор хорошо говорит по-английски. В процессе обучения потребуется быстро научиться многим новым вещам, и языковой барьер, если по-словенски еще уверенно не говорите, может сильно мешать.

Правильный алгоритм действий

  1. Обратиться в любой медицинский центр за справкой о состоянии здоровья. В автошколе могут подсказать, где это сделать удобно.
  2. Договориться с инструктором из автошколы о датах занятий.
  3. Обратиться в Управну Еноту, в отдел по автомобильным делам, и записаться на экзамен по вождению.
  4. Откатать несколько занятий с инструктором
  5. В назначенный день явиться на экзамен и успешно сдать его.
  6. Раздобыть справку о действительности текущего водительского удостоверения. Вроде как справка должна быть свежей, не старше 30 дней (не проверено).
  7. Еще раз прийти в Управну Еноту, и уже окончательно заказать выпуск словенского водительского удостоверения. Информацию о сданном экзамене они получают сами, автоматически.
  8. Получить права почтой.

Сколько стоит получить словенские права?

Медицинская справка для вождения в любом медицинском центре стоит стандартные 40€. 1 час («академический», т.е. реально 45 минут) вождения в автошколе стоит от 20 до 25€. Книжечка об обучении в автошколе около 10€. Экзамен стоит 33€ (оплачивается при первом визите в UE). Выпуск прав стоит 21€.

Пересдача экзамена стоит недорого, около 15€. Однако еще нужно оплатить час (или два, если сдавать в Домжалах) автошколе, это еще порядка 20€ (или 40).

В моём случае получилось:
медицинская справка 40€ + 7 часов вождения и книжечка 154€ + услуги УЕ и экзамен 33€ + выпуск прав 21€ = 248€.

Медицинская справка

Как правило, в любой медицинский центр надо записываться заранее. Лучше предварительно позвонить и назначить время визита.

На медкомиссии реально тестируется только зрение. Остальное — по сути заполнение данных анкеты по вашим словам.

В моём случае на получение справки ушёл 1 час времени.

Особенности словенских правил дорожного движения

В этом разделе я опишу основные нюансы, на которые нужно обратить внимание при подготовке к экзамену по вождению. Не всего из перечисленного действительно придерживаются другие водители в реальной жизни. Однако на экзамене за этими нюансами тщательно следят.

Мертвая зона

Любое перестроение на другую полосу должно выглядеть следующим образом:

  1. Посмотреть в боковое зеркало
  2. Включить поворотник
  3. Еще раз посмотреть в зеркало
  4. Обернуться, проверить мёртвую зону
  5. Начать манёвр

То же самое касается выезда с разгонной полосы на автомагистраль и выезда с примыкающей полосы на основную дорогу.

Требование оборачиваться в некоторых случаях противоречит здравому смыслу и принципу безопасного вождения, но ничего не поделать, в рамках экзамена придётся выполнять.

Знак «STOP»

При проезде перекрёстка, обозначенного знаком «STOP», машина должна полностью остановиться.

Если есть стоп-линия, то у неё.

Если стоп-линии нет, то в т.н. «точке видимости»: в том месте, где начинает просматривается главная дорога.

Знак «Уступите дорогу»

Даже в том случае, если перекрёсток хорошо просматривается, и даже если выезжаете на главную дорогу без существенного изменения направления движения, скорость нужно сбросить. Оптимально двигаться со скоростью 10-20 км/ч и на второй передаче.

ЖД переезд

Перед пересечением переезда обязательно посмотреть в обе стороны, не приближается ли поезд.

На переезде не пользоваться сцеплением и не переключать передачи.

Одностороннее и двустороннее движение

На обычной 2-сторонней дороге следует держаться возможно правее.

При повороте налево на дорогу с односторонним движением следует проходить по внутренней части поворота и таким образом попадать в левую часть самой левой полосы. После при необходимости выполнить манёвр по перестроению правее.

Центральная часть любой парковки по-умолчанию рассматривается как дорога с двусторонним движением, даже несмотря на отсутствие соответствующей разметки. Следует держаться правее и углы не срезать.

Круговое движение

Круг имеет преимущество.

При въезде на круг на любую полосу поворотник не включается. При выезде — включается.

Сложность представляет собой случай, когда на кругу более одной полосы. Если с круга съезжаем на 1-й или 2-й съезд, следует двигаться по внешней полосе. Если нужный съезд 3-й и далее, следует на въезде сразу переместиться на внутреннюю полосу и ехать по ней. За один съезд до нужного переехать на внешнюю полосу (зеркало, поворотник, зеркало, мёртвая зона, манёвр — на всё пара секунд, попробуйте-ка успеть!), и уже оттуда выруливать на нужный съезд. При перестроении на правую полосу нужно уступить дорогу, и если там в нужный момент окажется другой автомобиль, следует отказаться от манёвра и проехать еще один полный круг.

Выезд с круга — это 2 независимых маневра: перестроение на внешнюю полосу и сам поворот, разве что поворотник можно не выключать. Если проехать на выезд сразу из внутренней полосы, по прямой — это считается ошибкой.

Круг лучше ехать на 2-й передаче. От маневров на круговом движении на скорости за 40 км/ч инструктор пугается.

Перекрёстки

При проезде прямо нельзя непосредственно на перекрёстке менять полосу. Может возникнуть соблазн из правой полосы попасть в левую в том случае, когда почти сразу за перекрёстком начинается выделенная полоса для общественного транспорта. Правильная траектория в этом случае — проехать перекрёсток и уже после него перестраиваться.

В том случае, когда на поворот выделено более одной полосы, также следует сохранять свою полосу.

Будьте аккуратны, некоторые перекрёстки откровенно кривые из-за разметки. Для того, чтобы проехать прямо, нужно активно крутить рулём.

Желтый знак светофора со стрелкой «влево» на противоположной части перекрёстка загорается, когда ваш зеленый свет скоро погаснет. Он даёт завершить поворот налево тем ТС, которые уже выехали на перекрёсток и не видят своего светофора, который остался позади. Желтый сигнал означает, что у машин, следующих во встречном направлении, уже горит красный, и они сейчас остановятся, так что уже можно начинать движение.

При подъезде к перекрёстку выбирайте полосу заранее. Если перестроитесь там, где уже пошла сплошная разметка — это серьезная ошибка.

Движение задним ходом

При движении задним ходом обязательно должна быть включена аварийка.

Помимо всего прочего смотрите в зеркала. При правом повороте задним ходом периодически следует смотреть в левое боковое зеркало и наоборот.

Пересечение потенциальной зоны столкновения

Речь идёт о проезде ЖД переезда, о повороте налево и даже о проезде прямо, когда главная дорога поворачивает направо. Во всех этих случаях есть зона на дороге, где останавливаться потенциально опасно, вы таким образом заблокируете путь для ТС, имеющих преимущество.

При пересечении потенциальной зоны столкновения нельзя переключать передачу и вообще выжимать сцепление. Стартовали на первой передаче? — Вот на ней и разгоняйтесь до 20 км/ч, пока не проедете опасную зону. Разгон через потенциальную зону столкновения должен быть уверенным, энергичным, пусть даже и в некоторый ущерб комфорту пассажиров.

Важный момент: уступать нужно не только ТС, имеющим преимущество. Если, например, при повороте налево потребуется пропустить пешеходов и вы из-за них будете вынуждены остановиться непосредственно перед пересекаемой зеброй — всё, приехали. Проверять наличие пешеходов и велосипедистов следует ДО начала манёвра через потенциальную зону столкновения.

Пешеходы и велосипедисты

При любом пересечении пешеходной зебры или велодорожки, а также при любом повороте на перекрёстке следует посмотреть в обе стороны и убедиться в отсутствии пешеходов и велосипедистов на будущей траектории движения.

В реальной жизни этот совет также имеет смысл. Велосипедисты двигаются очень быстро, и за ними реально нужно хорошо следить.

Нельзя начинать движение, пока пешеход полностью не ушёл с вашей полосы.

Скоростной режим

По умолчанию в городе — 50 км/ч, за городом 90 км/ч, на дороге для автомобилей (hitra cesta) 110 км/ч, на автомагистрали 130 км/ч.

Лучше ехать близко к максимальной скорости. Если за городом поедете 50 км/ч, или в городе в простых условиях (!) будете плестись 30 км/ч, это могут засчитать за ошибку.

Обратите внимание, что ограничение скорости обнуляется с каждым перекрёстком, в отличие от зоны действия знака «Зона 30 км/ч», который действует до его отмены.

Торможение

При торможении нужно посмотреть в зеркало. Не обязательно перед, можно уже в процессе, но смотреть нужно.

Резко тормозить, как и резко разгоняться, — нельзя.

Представьте, что за вами едет гружёный бензовоз с очень-очень плохими тормозами и водителем с никудышной реакцией. Хочешь, не хочешь — а по-любому в такой ситуации в центральное зеркало смотреть будешь.

Активно используйте торможение двигателем. Вниз переключаться желательно вплоть до второй передачи. Если места для настолько плавного торможения нет, можно уйти на нейтралку и с третьей, и даже с четвертой передачи. Но когда возможность есть — тормозите двигателем.

Автомагистрали

При въезде на разгонную полосу следует начать интенсивный разгон. Минимальная скорость, на которой выезд с разгонной полосы не считается ошибкой — 85 км/ч. Естественно, если впереди вы ограничены трафиком, усердствовать не надо, в этом случае можно выезжать на магистраль и на меньшей скорости. При необходимости разгон можно начинать на 3-й передаче и хорошо крутить мотор.

Потенциал разгонной полосы следует использовать полностью, проезжать её всю, и только в конце выезжать на основную полосу.

Следите за тем, чтобы держать как минимум 2-секундную дистанцию до впереди едущей машины.

На автомагистрали следует поддерживать скорость 110-120 км/ч, не меньше. Увы, по-прежнему при перестроениях нужно оборачиваться и смотреть мёртвые зоны, что на магистрали не вполне безопасно, можно случайно дернуть руль.

При съезде с магистрали обратите внимание, что до съезда на разгонную полосу нельзя снижать скорость. Тормозить — только на разгонной полосе, до этого (при отсутствии трафика) скорость желательно иметь за 110 км/ч.

Остановка и парковка

В отличие от России, остановиться «абы где» согласно правилам нельзя. Заезжать на частную территорию нельзя. На автобусной остановке останавливаться нельзя. Просто на дороге без разметки или с прерывистой разметкой на осевой линии останавливаться нельзя. Кстати, переезжать тротуары и заезжать на бордюры тоже нельзя, это считается грубейшей ошибкой.

Парковка — только передом к выезду. То есть заезжать в парковочный слот нужно задом.

Для того, чтобы развернуться, удобнее всего использовать парковку. Если вас просят развернуться, практически гарантированно метров через 100 есть удобный съезд на парковку.

Второй вариант для разворота — с использованием примыкающей второстепенной дороги (покажут в автошколе).

Третий вариант — при наличии достаточного пространства где-нибудь на парковке можно развернуться без использования заднего хода.

Правильное выключение машины

  1. Выключить фары и прочую электрику
  2. Активировать стояночный тормоз, выжать сцепление и поставить первую передачу.
  3. Выключить двигатель

Именно в такой последовательности.

Общие идеи

«Нулевая видимость — нулевая скорость».

Крутите головой — экзаменаторы это любят.

Шесть смертельных ошибок

Если делаете хотя бы одну из этих ошибок — заваливаете экзамен немедленно.

  1. Неостановка у знака «STOP»
  2. Смена полосы движения перед перекрёстком, где уже началась сплошная разметка
  3. Поворот направо на дополнительную стрелку светофора (основной красный, плюс зеленая стрелка), не посмотрев налево.
  4. Проезд знаков «уступите дорогу» и «STOP», а также пешеходного перехода и ЖД переезда слишком быстро или без обзора по сторонам
  5. Непредоставление преимущества в движении
  6. Превышение разрешенной скорости

Из каких элементов состоит экзамен?

  1. Вождение в городе. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, выбор и смена полос движения. Пешеходы и велосипедисты.
  2. Автомагистраль. Корректный заезд и съезд с магистрали, скоростной режим, обгоны.
  3. Круговое движение. Заморочки с многополосным круговым движением.
  4. Выбор места для разворота и разворот.
  5. С некоторой маленькой вероятностью могут спросить, какие обязательные предметы должны быть в машине (их 5: запаска, светоотражающий жилет, аптечка, знак аварийной остановки, запасные лампочки для фар), а также как включать дальний свет, противотуманки, омыватель стекла и дворники.

В отличие от экзамена по вождению в России, тут не бывает задания «выберите место для остановки и остановитесь». К счастью. И параллельной парковки тоже нет.

Где сдавать?

Сдавать экзамен предстоит в одном из экзаменационных центров. В окрестностях Любляны их два: в самой Любляне и в Домжалах (Domžale), в 20 км к северу от Любляны.

Плюс сдачи в Любляне только один: никуда не надо далеко ехать. А вот минусов — предостаточно. В большом городе со сложным движением есть бесчисленное количество заковыристых перекрёстков, которые проехать идеально правильно — сложно. Выучить вам их все за несколько часов тренировки, в силу многочисленности, нереально. В отличие от экзаменатора, который их конечно же прекрасно знает и активно использует на экзамене.

Домжале — это сравнительно маленький городок со спокойным движением. Там есть заковыристые места, но реально большую их часть на занятиях проехать и научиться, на что обращать внимание и как правильно их проезжать. Из минусов Домжале — то, что туда из Любляны добираться 15 минут в одну сторону, и за это время вы конечно же тоже платите. Занятия в Домжале — всегда сдвоенные, по 2 академических часа.

Мой личный опыт

Я обращался в автошколу Brulc, инструктор Matej. Инструктор хорошо говорит по-английски, в целом адекватен, хорошо всё рассказывает, рекомендую.

Первое занятие длилось час, катались по окрестностям автошколы в Любляне. Затем было два 2-часовых занятия в Домжалах. Четвертое занятие также 2-часовое, первый час катались, второй час экзамен, тоже всё в Домжалах. Сдал с первого раза. Суммарно вышло 7 часов вождения с инструктором.

Также ездил 2 раза в Домжале на своей машине, повторно катался по тем же самым маршрутам и не только. Спокойно самостоятельно еще раз проехать маршруты сильно помогает, рекомендую.

Оглядываясь назад, могу сказать, что первое ознакомительное задание можно было опустить. Остальные занятия были исключительно полезными. Сэкономить на вождении еще сильнее без снижения вероятности сдачи экзамена не получилось бы.

Маршруты, по которым я ездил в автошколе

После экзамена

Сразу после успешной сдачи экзамена можно идти в Управну Еноту и заказывать выпуск водительских прав.

При подаче документов на выпуск словенских прав ваши национальные права изымают. Заместо них сразу дают справку о том, что вы ожидаете изготовления словенских прав. Эту справку можно использовать вместо водительских прав для езды по территории Словении.

Готовые права присылают по почте примерно через неделю.

Комментарии

  • 17 мая 2016 Ivan Shmitko

    Сергей, пишу Тебе с благодарностью, так как сегодня сдал экзамен, согласно Твоим инструкциям. Как часть благодарности, прийми уточнения к твоему посту, с которыми я столкнулся. Возможно, это поможет новым желающим также сдать экзамен.

    1. Я ждал очередь для получения мед справки почти 2 недели. Раньше всего можно было получить тут — http://www.holmed.si/

    HOLMED — Zasebna zdravstvena ordinacija d.o.o.
    PE Ljubljana, Cesta v mestni log 55
    tel: 01/283 21 75
    fax: 01/283 21 76
    e-mail: holmed@siol.net

    Другие экзаменуемые также рекомендовали указанный мед центр. Цена осмотра 40 евро.

    2. У меня вышла задержка со сдачей экзамена, поскольку записывался я после того, как подал на продления своего ВНЖ. Система тогда не позволила назначить экзамен, хотя с юридической точки зрения это ограничения прав (так как дата ориентировочного экзамена была до завершения строка карточки ВНЖ). Как мне объяснили — так работает система и она (служащий Управной) ничего не может сделать. То есть в случае, если экзаменуемый в процессе продления ВНЖ, чтобы назначить экзамен, нужно получить новую карту, зарегестрироваться по адресу, а потом зарегестрироваться на экзамен.

    3. Исходя из пункта 2, после продления ВНЖ, я считал дни, когда мне можно ездить на авто с украинскими правами (точнее сколько быть пешеходом), без риска штрафа. Год разрешенного вождения по национальным правам мигранта начинает действовать не с даты издания карты ВНЖ, а с даты первой регистрации. Таким образом я получил еще + 3 недели вождения по национальным правам.

    4. Справка о действительности текущего водительского удостоверения действует 3 месяца, как мне сказали в Управной Эноте. Кроме того, там еще должна быть фраза, что нет непогашеных штрафов за нарушение ПДД и/или нет открытых судопроизводств за нарушение ПДД.

    Думаю, что все вспомнил! Сергею, еще раз благодарность. А экзаменуемым — успехов с экзаменом в Словении!

    Всего наилучшего, Иван

  • 26 ноября 2016 Daria Kisenko

    Сергей, спасибо вам большое за такую подробную инструкцию, планирую менять в ближайшие месяцы и это дейтсвительно находка.
    Есть такой вопрос, может сталкивались, — как получить права сразу на несколько уже открытых категорий (у меня A, B)? Чисто логически я допускаю, что медицинская справка, книжечка из автошколы и сами права можно будет оплатить один раз, но как это сделать в реальности?
    Можно ли подаваться сразу на два экзамена и указать, что я хочу получить одни права по результатм двух экзаменов?

    • 27 ноября 2016 Zidar

      К сожалению, с несколькими категориями не сталкивался. Самое верное — обратиться с этим вопросом в автошколу.
      Предполагаю, что может потребоваться сдавать 2 вождения в городе: на машине и на мотоцикле. В экзамене на мотоцикле инструктор и экзаменатор едут рядом на машине.
      Если узнаете конкретику — напишите пожалуйста, мне тоже интересно.

Добавить комментарий

Для добавления комментария авторизуйтесь или войдите через Facebook