Странный полёт был сегодня

Поехали летать на Кобалу.
Прогноз погоды был многообещающим. После нескольких дней непогоды — ясно целый день, тепло — красота! Ветер до высоты 1500 слабый переменного направления, далее до 2500 слабый северный, от 2500 сильный (10-15 м/с) северный, база облаков 2500. Но мы же не собираемся летать выше базы, какое нам дело до того, что дует по верхам?

Дорога на Кобалу полностью оттаяла и просохла, возможно нормально проехать на машине. Старт несколько осложнён тем, что вся поляна заросла крокусами, приходится выбирать место для раскладывания крыла, чтобы не потоптать цветы. :)

DSC08453

Вскоре после старта я нашёл дежурный поток и стал набирать высоту. По ходу дела скороподъемность все росла и росла. Если +4 я радовался, то после +5 стали закрадываться сомнения. Посмотрел потом трек — максимальная скороподъемность была 7 м/с. Хорошо хоть, что поток было большим и ровным. Наверху столь мощного потока облако не образовывалось, типичной инверсии на 1500 м не было — стартовым потоком меня забросило практически в «стратосферу», до 2500 м.

Полетел в сторону Мёрзлого верха. Переход до Крна не составил никаких сложностей, все очевидные триггеры работали, награждая меня потоками средней силы и вполне умеренной турбулентности. Перед Крном нашёл особо удачное место для набора высоты, и выбрался на 2600 м. Самое интересное, сноса нет, полное ощущение штиля. Красота!

DSC08456
Вид на Толмин и долину Сочи

DSC08457

Дай, думаю, слетаю к Крну и, может быть, пройдусь чуть северо-западнее его. Но стоило мне только подлететь поближе, в воздухе стало неспокойно. Настолько неспокойно, что пришлось вспомнить про прогноз и развернуться в сторону Кобарида.

DSC08461
Вид на Триглав

Не прошло и пары минут, как я воткнулся в мощный поток (и это уже на высоте 2500!), в котором и продолжил набор высоты.

DSC08468
Вид на долину Сочи
Вид на восточную часть хребта
Вид на восточную часть хребта
DSC08464
Вид на Мрзлый врх СВЕРХУ
Вид с Крна на долину и Кобарид
Вид с Крна на долину и Кобарид

Высота на самом деле сумасшедшая. Для ранней весны нехарактерна столь высокая база. Должны быть слои инверсии, и сама база должна быть ниже. Откуда на такой высоте работоспособный поток — загадка… И только потом, рассматривая трек, я понял, что поток пришёл со скальной стенки непосредственно под Крном, просто он был чудовищно сдут в сторону сильным северным ветром.

DSC08482
Крн
DSC08486
Вид на Крн сверху и на Триглав вдалеке

Радостно докрутив до 3000 метров, я решил, что хватит (холодно, в конце концов! внизу +15, а на высоте хорошо если 0!), и встал на переход к Столу. Но не тут-то было. Понял, что вперед я чего-то совсем не продвигаюсь. Вишу на балансировочной скорости в 3 км над землей и gps показывает скорость 0 км/ч. А сзади хребет и почти беспосадочная область на 30 км.

Стало понятно, что добраться до Стола мне не светит. Замёрз, да и вообще боевой настрой куда-то делся. Решил садиться. А посадка-то — она рядом, в 3 километрах! Увы, в 3 километрах не иначе как вниз.
Следующие 20 минут полёта на треке выглядят странным образом. Мало того, что меня начало подзапирать, так еще и никак не получалось найти минуса. Поднимало вверх несильно, но достаточно, чтобы «просто висеть» было недостаточно, чтобы снижаться. «Уши» + акселератор, и я потихоньку стал продвигаться вперед и вниз.

На 2500 уже привычно отловил срез ветра. На 1800 еще один. Ниже 1800 начало отпускать, и я получил возможность лететь куда мне требуется, без риска быть сдутым. С 1800 до 1400 ветер был восточным 15 км/ч! На 1400 штиль, а ниже 1000 слабый северо-запад. Естественно, каждая смена ветра сопровождалась срезом и парой минут турбулентности. Была парочка небольших, но довольно неприятных подсложений, но в целом обошлось.

Всего на сброс высоты ушло 40 минут. Я был очень рад вновь ощутить ногами твёрдую землю.
Похоже, наблюдается закономерность: когда в Толмине дует северный ветер, пусть даже и по верхам, полёты оказываются нервными.

трек полёта