Впечатления о поездке в Непал

Про полёты

В больших горах с парапланами мы побывали впервые. Поначалу было очень непривычно, ведь отличается не только пейзаж. Другая техника, можно даже сказать другая философия полёта. В горах, в отличие от равнины, логично и предсказуемо формирование восходящих потоков в конкретных, одних и тех же местах. Поэтому полёт проходит над вершинками, хребтами, какими-то очевидными триггерами. Если же улететь в долину — скорее всего там воздух будет стабилен и потоков не будет совсем. Это в корне отличается от равнинной тактики полёта, где первый набор высоты выполняется или в термодинамике у горки, или вообще на лебедке — а дальше полёт проходит либо под облаками, либо в попытках угадать, где возможен сход потока.

В Непале далеко не сразу пришло понимание, что, оказывается, полно мест, где можно безопасно летать низко над рельефом. Полной неожиданностью стало то, что много где в горах (т.е. за пределами стартового склона) есть полноценный термодинамик, где можно отвисеться в ожидании сильного потока.

От того, что горы в Непале большие, полёты часто проходят на значительной высоте над рельефом. На такой высоте потоки уже успевают нормально сформироваться. Слабый фоновый ветер добавляет комфорта в обкручивании потоков. Совокупность этих факторов позволяет легко понять структуру движения воздуха, развитие потоков и их распад. Отличные условия для обучения :)

 

Про обучение

Анализируя наши с Мариной полёты в прошлом году, я могу сделать один вполне однозначный вывод. Мы, приезжая в очередное лётное место, летали меньше, чем могли бы. Почему? Потому что перестраховывались, потому что не знали, чего конкретно следует опасаться, какая погода может быть опасной, какие локальные особенности горы могут представлять угрозу. Как следствие — скорость роста уровня лётного мастерства была ограничена.

Обучение маршрутным полётам у инструктора позволяет делегировать часть заботы о безопасности ему. И это тут же сказывается на результативности. Инструктор еще и полезных советов даст в процессе.

Результативность парящего полёта зависит как от мастерства пилота, так и от снаряжения. Даже самый крутой пилот далеко на вдрызг продувающемся «матрасе» не пролетит. На самом современном крутом параплане «чайник» тоже далеко не улетит (хорошо еще, если в процессе не побьется). И так вот смешно получается, что инвестиции в обучение дают больший прирост результативности полётов, нежели инвестиции в покупку снаряжения. Если кто-то еще сомневается, идти ли учиться летать (речь о курсе маршрутных полётов, т.е. это довольно продвинутый уровень) — идите, не пожалеете!

Есть, правда, и другая опасность. Привыкнув летать под опекой инструктора, есть шанс потерять способность к принятию самостоятельных решений. Получается такой вот «вечный ученик», который ездит в горы только с инструктором. Женя Грязнов, у которого учились мы, к счастью, не поощряет подобное времяпрепровождение, он по возможности учит думать и летать самостоятельно, и это исключительно правильно.

Про погоду

Неожиданным оказалось то, что летать можно целый день, без перерыва. Там нет характерной ломки погоды в середине дня, когда летать становится некомфортно и безрезультативно. Погоду включают утром и выключают вечером, как по расписанию.

Ближе к концу курса начались дожди. Но что значит дождь в горах? Развитие погоды каждый день было типичным. Утром чистое голубое небо, штиль, красивые виды на снежные вершины. С 11 до 2 летаем, погода нормальная. После обеда с гор начинает медленно наползать огромная грозовая туча. К этому времени все здравомыслящие пилоты уже давно сидят на земле. Часам к 4-5 гроза доходит до Покхары, поднимается сильный, можно даже сказать штормовой ветер, туча проливается мощным дождём (часто с градом) и разваливается.

Про живность

Животный мир в Покхаре представлен в основном большими хищными птицами и коровами. Есть еще некоторое количество собак. Кошек практически нет, видать по причине наличия больших хищных птиц. :)

Индия рядом, так что коровы считаются (почти) священным животным. Их на мясо не убивают, но доят. Обычная картина, когда корова или молодой теленок шляются целыми днями по улицам. Машинам их приходится объезжать.

С птицами ситуация интересная. Их много. Летают прямо в городе как вороны. При этом это большие, серьезные хищники с размахом крыльев больше метра. На людей обычно не нападают :) В воздухе ситуация похожая. Совершенно стандартная картина, когда поток приходится обкручивать вместе с птицей. Птицы очень удобно показывают потоки.

Про дороги

Первое, что мы отметили после приезда в Непал из Таиланда — обилие пыли и грязи. В Таиланде в населенных пунктах все горизонтальные поверхности либо закатаны в асфальт/бетон, либо засажены всевозможными растениями. Как результат — пыли нет принципиально. Можно целый день ездить на мотоцикле, и одежда даже не запылится. В Непале ситуация принципиально другая. Дороги ремонтируют только тогда, когда ямы становятся уж совсем неприличных размеров. Много дорог без покрытия вообще. Даже каждый выезд на основную, заасфальтированную дорогу с прилегающей территории — это непременно принесенная колёсами земля. Каждый кусочек грязи распространяется по всей поверхности дороги и превращается в пыль. И ведь асфальт есть только в самых популярных, цивилизованных местах!

Количество пыли просто неописуемое. Мотоциклисты и велосипедисты, а иногда даже и просто пешеходы носят защищающие органы дыхания маски, иначе никак. Можно только предположить, какие неприятные последствия для здоровья получают постоянные жители этих мест. После сильного дождя вид местности сильно преображается, мир вокруг из бледно-серого становится обратно цветным, а всего лишь дело в толстом слое пыли.

P1040911
После сильного дождя Покхара приобретает цвет, отличный от серого

По случаю близости Индии популярны разукрашенные грузовики. Толку, конечно, никакого, едут и чадят они также как и обычные грузовики, но выглядят интересно. Еще есть смешные транспортные средства, помесь телеги и мотоблока. Вот они то чадят — будь здоров!

Про непальцев

Непальцы — очень трудолюбивый народ. Иначе там никак не выжить. Почти вся территория страны — это горы. Чтобы вырастить себе пропитание, людям приходится приспосабливать склоны гор для земледелия. На террасах (чеки, залитые водой) выращивают в основном рис, есть и другие культуры. Естественно, речь не идёт о механизированном способе обработки земли, трактору в эти места не добраться. Повсеместно всё еще в ходу распашка земли плугом, который тянут мулы. Вся остальная работа выполняется вручную.

Нам не понравилось, как непальцы относятся к чистоте. Бывает же такое, что да, бедненько, — но чистенько! Это не тот случай. В Непале бедненько и грязненько. И даже в тех местах, где побогаче, там тоже грязненько. Непал — тот редкий случай, когда наш универсальный принцип обедать в тех же кафе, где едят местные, не сработал. Нам пришлось сознательно выбирать места почище и получше качеством, потому что то, что подешевле — это вообще какой-то кошмар.

Местные жители в Непале, которые взаимодействуют с многочисленными туристами, на удивление неплохо знают английский язык. В отличие от Таиланда, здесь почти не пришлось общаться с местными языком жестов. :)

P1040920