Описание
Хребет Khao Phang вытянут с севера на юг на 3 км. Перепад высоты между вершиной и окружающей местностью — 200 м. В верхней части склон крутой, со скалистыми обрывами. За исключением стартовой поляны весь хребет покрыт густым лесом.
Местность вокруг горы равнинная, где-то плоская, где-то с неровностями. Кое где торчат компактные холмики высотой до 50-100 м (ближайшие пупыри — в 2.5 км на восток от горы). Всё свободное пространство на равнине занято под сельское хозяйство, преимущественно плантациями пальм (в основном это масляничная пальма, из плодов которой производят пальмовое масло).
Дорожная сеть в окрестностях горы развита более-менее нормально, к каждой плантации обязательно подходит дорога. В 2 км к востоку от горы протекает река, мосты есть.
На верх хребта проложена дорога, которая ведет к большой антенне и группе строений, расположеных недалеко от старта. Дорога очень круто забирается в гору и проезжабельна только в сухую погоду и только для полноприводного автомобиля. Заехать на мотобайке возможно, но потребуется изрядная сноровка в управлении, плюс часть пути возможно придётся подняться пешком. Целесообразнее мотобайк оставить внизу.
Погода
По статистике Чумпхон — место рекордное по количеству осадков. Относительно сухой сезон здесь только зимой. Лётный сезон — примерно с начала декабря по конец марта. Зимой почти всегда дует восточный ветер, с вариацией от северо-восточного до юго-восточного. Оптимальная сила фонового ветра — 3-5 м/с. При очень слабом ветре затруднителен старт, при ветре более 7 м/с появляется риск сдувания за гору. Из-за близости моря база облаков низкая, порядка 700-1300 м. Часто на 700-800 метрах стоит инверсия. Потоки в основном образуются над горой и сразу перед ней. Воздух относительно спокойный, потоки сильнее +4 м/с редки. Однако в сильный ветер, когда потоки разбиваются ветром, у горы может быть нервно, турбулентно.
Термическая активность, пригодная для полётов, начинается часов с 11-12. До этого времени есть шансы не удержаться в динамике и пойти на посадку. Пик погоды приходится в среднем на 13:00-14:00, затем термическая активность идёт на спад. К 17:00 остаются только отдельные пузыри, которые позволяют подниматься лишь чуть выше зоны динамика, но не более того (100-150 м над стартом). Днем, в среднестатистическую летную погоду, наборы порядка 500-600 метров над стартом — как раз до базы. Бриз от моря доходит обычно только во второй половине дня; по этой причине утром динамика часто нет, зато ближе к вечеру в воздухе спокойно и при этом держит у горы везде.
Долина перед горой как правило не работает, и это существенно затрудняет маршрутные полёты. Единственная возможность отлететь подальше от горы — лететь под облаками. Часто получается, что облака образуются утром часов в 10-11 и к 14:00 уже начинают массово распадаться. Если хочется чего-то большего нежели болтания у горы, есть смысл стартовать пораньше, в районе 11 часов. Но нужно быть аккуратным: в дни с мощной погодой, особенно при сильном ветре, к 12 часам у горы может быть весьма неспокойно. Напротив, если хочется максимально мягких условий в воздухе, старт в 3-4 часа дня — самое то (при условии нужного направления и силы ветра).
На склоне есть места с вертикальными скальными обрывами. Поскольку экспозиция основного лётного склона восточная, камни там греются слабо, и над скалами безопасно летать даже на малой высоте. Рядом с этими скалами, благодаря резкому сбросу высоты, образуется мягкий и очень удобный термодинамик, на котором комфортно как на лифте «ехать» вверх.
Старт и посадка
Территория посадки находится в частной собственности. Владелец — австралийский пилот Tim Hogan, который вот уже несколько лет живёт с семьёй в доме рядом с посадкой. Он предоставляет услугу по завозу на старт на своём пикапе. По состоянию на январь 2014 года цикл зазвоз-старт-посадка стоит 200 бат (=рублей) с носа. Там же, у Тима в доме, можно (без дополнительной платы) хранить крылья, чтобы не привозить их каждый день.
Высота старта — 250 м над уровнем моря, высота штатной посадки — 60 м.
Старт
Стартовая площадка представляет собой поляну с выкошенной травой на перегибе хребта. Основной старт ориентирован на восток. Взлет при западном ветре там также возможен, но менее удобен и куда как менее безопасен. Размеры площадки позволяют стартовать одновременно только одному пилоту. В штиль или очень слабый ветер есть шанс, что после отрыва от земли пилота просадит, и тогда есть вероятность причесать кусты под стартом (они периодически выпиливаются с каждым развесившимся там парапланом, но процесс еще далёк от завершения). Если на старте в момент отрыва дует хотя бы 3-4 м/с, динамик образуется достаточной силы, чтобы облететь кусты с запасом высоты, обычно уже сразу после отрыва начинается подъем.
В случае ветра, который косит с юга, условия на самом старте прилично турбулентные. Долго стоять с поднятым куполом сложно или невозможно, нужна оперативность и определенная сноровка для старта. Сразу после отрыва от земли может даже подсложить ротором от кустов справа-спереди. Впрочем, условия на старте и условия в воздухе имеют мало общего. Стоит только взлететь и отойти от склона хотя бы метров на 10, как становится существенно спокойнее.
При сильно косящем северо-восточном ветре отрог хребта вслед за чашей слева от старта может генерировать ротор. Уровня старта ротор не достигает, но надо быть внимательным, если просыпешься ниже старта.
Посадка
![P1040594](http://zidar.ru/wp-content/uploads/2014/01/P1040594-1600x353.jpg)
Посадка располагается непосредственно перед горой, чуть севернее старта (левее, если смотреть сверху). Качества гарантированно хватает, чтобы до неё долететь в любую, даже самую слабую погоду (кроме случая, когда просыпаешься ниже уровня старта далеко на юг за антенной — но там есть запасная площадка для посадки).
Ветер на посадке как правило слабый, вплоть до штиля или даже слива с горы (несмотря на наличие ветра сверху). На посадке установлен ветроуказатель. Со стороны горы есть травяной склон высотой 5-7 метров, который ограниченно можно использовать для подлётов. Ограниченно — потому что направление и сила ветра на площадке нестабильны, стоять с поднятым крылом затруднительно. Вечером, после окончания термической активности, даже иногда случается, что ветер внизу дует с горы; внимательно смотрите на ветроуказатель перед приземлением.
Днем над пальмовой плантацией перед посадкой ощутимо потряхивает, пузыряет, это может осложнить заход. Вплоть до того, что запас высоты удобнее сбрасывать чуть дальше в долине, и приходить к полю уже на минимальной высоте. Размера поля как раз хватает, чтобы над ним развернуться непосредственно перед касанием земли. Впрочем, если хоть чуть-чуть протупить, есть все шансы повисеть на пальме (а она, зараза, колючая…), преценденты были.
С дальней от горы стороны поля есть «аппендикс», куда в принципе можно уйти, если слегка не расчитать с высотой. Но следует иметь в виду, что местность там идёт на понижение, и без принятия дополнительных мер есть шанс долететь до самого конца, и уже там поздороваться с пальмой.
Когда ветроуказатель показывает текущий ветер с юга (например, при прохождении потока), плантация, ограничивающая посадку с юга, около себя генерирует небольшой ротор. Подсложить вряд ли успеет, но вот просадить и слегка приложить об землю может запросто.
Изображение на космоснимках несколько устарело, сейчас рядом с полем с северной стороны разрабатывается карьер. Часто он выступает как триггер потока. Посадка туда в принципе возможна (остерегайтесь вертикальных стенок высотой 2-3 метра, это только сверху карьер выглядит плоским), но смысла не имеет: поле рядом удобнее и безопаснее.
Альтернативные посадки также существуют. С южной стороны восточного склона это заброшенный карьер (хорошо виден, вариантов-то, собственно, немного). С северной стороны восточного склона — большое свободное поле. Единственная неприятность — поле со стороны трассы ограничено высокой ЛЭП. Эта посадка проще штатной, но несколько километров до дома Тима придётся прогуляться пешком.
Днем, с 2 до 3 часов условия на штатной посадке как правило очень жесткие, заход на посадку небезопасен. Проблема в сильных пузырях, приходящих с разных сторон. Приходится постоянно отлавливать клевки и сложения, а также ежесекундно перестраивать посадочную траекторию. Если возникла необходимость сесть в самый разгар погоды, рекомендую садиться на альтернативном северном поле, там в это время относительно спокойно.
Жильё, транспорт, досуг
По жилью есть глобально 2 варианта: жить в самом городе и на северном пляже. В городе есть некоторое количество отелей и гестхаусов с ценой от 400 бат за комнату. Есть варианты аренды домов, если селиться надолго. От центра города до горы — 15 км. Но если приезжать на отдых, целесообразнее остановиться на пляже.
На северном пляже есть домики-бунгало за 300 бат попроще-пострашнее, есть за 600 поновее и почище. Там же есть и некоторое количество кафе. Удобно то, что море в трех шагах, и чтобы искупаться не нужно куда-то ехать.
Чумпхон — довольно правильное место для кайтинга. На пляже даже кайт-школа есть со всем необходимым снаряжением. Получается, что в дни со слабым фоновым ветром можно летать, а когда ветер посильнее — кататься на кайте.
Пляж песчаный, чистый, малолюдный. На берегу растут кокосовые пальмы. Красота! Заход в воду мелкий, особенно в отлив. В сильный ветер образуются приличного размера волны, купаться не очень комфортно. Зато когда ветра нет — тишина и спокойствие. Семьям с детьми здесь, мне кажется, также будет очень комфортно.
Для перемещения до горы и обратно на пляже есть возможность арендовать мопед. Цены, в силу ограниченного предложения, чуть выше среднестатистических по Таиланду. К примеру, за Honda Click не очень свежего года в подушатанном состоянии хотят 200 бат в день. В самом городе ни одного проката мотобайков в привычном виде нет, но можно раздобыть у местных, если знать где. Это осмысленно, если арендовать байк хотя бы на месяц-другой; иначе проще взять на пляже.
Арендовать машину в Чумпхоне сложно. На большую компанию вариант — такси (машина или грузовичок человек на 6-8) с водителем, это выйдет недорого.
Для кого это место
Любителям маршрутных полётов Чумпхон подходит весьма ограниченно. Из-за низкой инверсии, ограниченного количества посадок и сложностей с подбором далеко от горы не очень-то улетишь. По наиболее логичному для маршрута направлению, на запад, — поросшие джунглями горы, за которыми государственная граница Бирмы (в 35 км от горы).
Совсем начинающим пилотам гору также сложно порекомендовать из-за сложностей со стартом и посадкой. Старт из-за нестабильности ветра непростой, не всем он даётся сразу. Для успешных полётов в Чумпхоне навыки уверенного горного старта и навыки посадки на ограниченную площадку должны присутствовать.
Неурядицы со стартом и посадкой с лихвой компенсируются спокойным воздухом, а также мягкими, широкими потоками. Получается, что в Чумпхон стоит ехать самостоятельным пилотам, которые, обладая уверенным навыками стартов/посадок, посреди зимы соскучились по полётам и хотят расслабленно поболтаться у горы, понабирать в мягких потоках и накупаться до одури в море :)
Как добраться
Хребет Khao Phang расположен в 15 км к северо-западу от г. Чумпхон (Chumphon), Таиланд.
Координаты старта:
N10° 34.6805′
E99° 07.6028′
Координаты дома Тима (непосредственно рядом с посадкой):
N10° 34.8797′
E99° 07.9155′
Самый удобный способ добраться от Бангкока до Чумпхона — на автобусе. Автобусы, имеющие конечным пунктом Чумпхон, приезжают на остановку в городе. Проходящие автобусы (до Пхукета, Сураттани и пр.) останавливаются на окружной автостанции на трассе, это примерно 20 км от центра города. Местного сообщения, кроме такси, между окружной станцией и центром нет.
Есть еще вариант добираться до Чумпхона на поезде, но нужно отслеживать 2 важных нюанса: 1) Поезда в Таиланде опаздывают, все и всегда, порой на много часов. 2) Не ездить 3-м классом, это сверх-дешевый вариант транспорта для местных, поезд набит битком (билеты без мест), скорее всего даже не получится в него сесть. 2 класс и выше — нормально.