Из Белграда до Фрушка Горы мы сначала планировали доехать своим ходом. Однако второстепенное шоссе, которое мы выбрали, оказалось слишком загруженным, и мы решили подброситься 30 км на электричке. Сербские электрички заслуживают отдельного описания. Вагоны, наверное, еще 70-80 годов, очень старые и раздолбанные. По сути представляют собой некий аналог купейного вагона, но без вторых полок. Какая-то полочка сверху для вещей есть, но на неё велосипед не положишь. Велосипеды нам пришлось оставить в тамбуре.
Рядом с национальным парком Фрушка Гора мы поселились в местечке под названием Vrdnik. Поскольку это территория национального парка, там действуют какие-то особые условия на строительство, в результате чего все домики стоят аккуратные, как будто в Европе. Мы первым делом даже было подумали, что во всей Сербии так. :)
Сам национальный парк представляет собой по сути кусок леса на холме, посреди бескрайних пашен, засаженных всем от пшеницы до абрикосов. У нас бы такое место национальным парком не назвали бы, а тут — редкость. Лесов в Сербии, особенно в плоской части, немного.
Через парк, прямо по хребту холма, проходит автомобильная дорога. Вдоль неё почти везде есть вело/пешеходные тропинки. В принципе, прямо на горе даже есть что-то вроде отеля и ресторана, правда мы там не были. Наверху мы встретили пасущихся лошадей.
Кататься по хребту нам скоро наскучило, уже в первый день возвращались в Vrdnik окольными путями, по обозначенной дороге на gps’е. Дорожка явно не пользуется популярностью и проезжая, разве что, на джипе. Даже грязь нашли, чуть-чуть, только колёса запачкать. Характер грунтов глинистый, нам с сухой погодой, можно считать, повезло; в дождь на грунты лучше не съезжать. По дурости не взяли с собой еды, так что вторую половину спуска мечтали о хоть какой-нибудь еде, например о дереве с черешней. Тут же — пожалуйста! Черешня с диаметром в основании ствола сантиметров 40-50, не меньше. Очень старое дерево и, к сожалению, высокое. Поклевали то, что попадало на дорогу и поехали мечтать дальше. Не успели проехать и 200 метров, как выехали к обрабатываемому участку земли, рядом с которым — заросли вишни. Наелись от пуза.
Во второй день поехали исследовать национальный парк дальше. На космоснимках просматривалось озеро недалеко от хребта, решили скататься к нему. У родника ниже озера видели очень красивую и очень голодную дикую кошку. Покормили её чем было: булкой с маком. :)
Похоже, что по случаю заповедного режима доступ к озеру решили закрыть, так что мы покатались вокруг и были вынуждены перестроить планы.
Поехали смотреть крепость Петровардин, которая находится на берегу Дуная рядом с Нови Садом. На вид крепость понравилась, но без особых эмоций. Зашли в кафе в самой крепости, где нас накормили самым дорогим и невкусным ужином за всё пребывание в Сербии. По пути обратно решили, как всегда, срезать грунтами, и были вознаграждены прекрасными видами на непопулярную часть парка. Там почти не бывает людей, и лес выглядит более диким и древним. Спускались в Vrdnik опять же по новой дорожке, также грунтами.
Во Vrdnik’е обнаружилась необычная проблема. Там есть множество кафе, где пьют, и лишь одно, где едят (цены дорогие, мы туда ходить не стали). Все ужины в результате готовили самостоятельно. Магазины есть в некотором количестве, но обнаружили действительно полноценный супермаркет только на второй день, причем не в центре. Каждый день закупались черешней. Она там стоит всего 160 сербских динар, то есть порядка 55 рублей за килограмм. Кое-что из продуктов в Сербии оказалось совершенно невкусным. Например соки и мороженое. Молочные продукты в магазинах тоже не особенно вкусные, а в деревнях пока купить не удавалось. Как-то не принято у них на домах вешать таблички «Продаю молоко»:) А расспрашивать местных нам сложновато, когда говорят медленно — еще понять можно, но когда тараторят — вообще без шансов.
Выезжали в Белград через город Рума. Около него есть озеро, на котором мы планировали провести несколько часов перед поездом. Озеро оказалось довольно грязным, хотя местным это явно не мешало отдыхать на нем. В итоге просто посидели около воды, пофотографировали местных лягушек, попаслись у дерева с шелковицей и отправились на станцию.
Еще видели какое-то дерево с плодами, пахнущими лаврушкой. Интеерсно, что это такое.
Сербские электрички — то еще развлечение :) В прошлый раз нам попалась с обычными сидячими вагонами и малюсенькими тамбурами, куда два велосипеда еле поместились. В этот раз была электричка с удлинёнными вагонами и тремя входами. Велосипеды были пристроены в закутке около машинистов, при этом их провоз попросили оплатить.
Вообще народ нормально относится к велосипедам в электричках, правда мы пока не пробовали с ними залезть в полный людей поезд :)
Вечером у нас был запланирован переезд в самую восточную часть Сербии — национальный парк Стара Планина (Old Mountain)… но это уже совсем другая история…