Бир 2016: впечатления о поездке

Уже не первый год, стоит только наступить октябрю, мы облизываемся на то, как многие наши друзья опять круто летают в Бире. В этот раз нашему терпению пришёл конец, и мы решили самостоятельно разведать и разлетать это место.

Бир — популярное среди парапланеристов лётное место. Расположено в предгорьях Гималаев в северной Индии. Практически единственное место с хорошей маршрутной погодой осенью.

К поездке подошли с размахом. В Бир — на месяц, а затем ещё на полтора месяца на море, в Гоа. Сроки подобрали так, чтобы гарантированно захватить хорошую лётную погоду. Приехали в Бир в самом конце сезона дождей (низкая база, переразвития), а уезжали уже по сдыхающей погоде. Говорят, нам с погодой повезло, в прошлые года осенью было хуже.

6-7 октября, Дели — Бир

Вместе ещё с парой пилотов от аэропорта Дели ехали на заранее заказанном из Бира такси (Тойота Иннова, 10500 рупий, комфортно влезает 5 пилотов). Всего порядка 400 км, однако дорога занимает ни много ни мало — 10 часов.

dscf1008
Перемещение на автомобиле по Индии выглядит примерно так

Индийские дороги заслуживают отдельного описания. Точнее с дорогами-то как раз всё более-менее нормально. Местную специфику создают те, кто на дороге находится. Судя по тому, что обычно рассказывают про Индию, нас ожидал полный хаос. Однако по факту — трешачок средней насыщенности. Тем, кто по Москве в межсезонье толкается в пробках, индийская «культура вождения» будет знакома. Сдобрить только постоянным использованим звукового сигнала, изрядно разбавить коровами и прочей местной колоритной публикой, подсыпать побольше пыли — и в принципе станет очень похоже на Индию.

dscf1009
Федеральная трасса в Индии

Удивило, что асфальт на трассах в принципе нормального качества. До 100 км/ч мало где, конечно, можно разогнаться. Но ямы на дороге встречаются не каждые сто метров, а всё-таки пореже. В окрестностях Бира вообще много где лежит очень, очень хороший асфальт, в т.ч. на дорогах местного значения.

9 октября, проба сил: Бигфейс, 360

База 2500-2900 (старт на 2500, долина на 1400), без переразвития, потоки до +4.

Стандартные горные условия, разве что отсутствие нормальных посадок слегка настораживает.
Фонового ветра почти нет, летится легко.

Облака над домашним хребтом
Облака над домашним хребтом

Непривычно, что все облака, даже мелкие, выстреливают. Маленьких облаков с плоской вершиной практически нет. Чувствуется, что сезон дождей закончился не очень давно. Но стреляющие облака не вырастают в грозу, а лишь живописно разваливаются, что кстати хорошо видно на фотографиях.

Среди облаков
Среди облаков

Когда небо голубое, виды не такие интересные. Облака, особенно разваливающаяся кучёвка, придают полноценности пейзажу. Пока не пристрелялись к местной погоде, летать среди облаков страшновато, непонятна динамика их развития.

Большую часть маршрута мы летели вместе с Алексеем Виниченко. У него такой же параплан как и у меня, даже раскраска совпадает, только размер побольше.

Алексей
Алексей

Под конец я слетал к точке 360, это 15 км на юго-восток от старта. Поначалу было непривычно и некомфортно оттого, что в непосредственной близости отсутствуют посадки. Потом привык, что там всегда можно выкрутить, да и вылет в долину есть, и успокоился.

Вид с воздуха на чеки в районе точки 360
Вид с воздуха на чеки в районе точки 360

Между стартом и 360 пол пути можно двигаться транзитом вдоль перегиба хребта, не крутя. Смешно, но мне оказалось сложно себя заставить так летать. Ведь приходится лететь именно вдоль рельефа, облизывая все отроги и долины. Мне оказалось морально проще быстренько набрать, выдавить акселератор и перескочить долину напрямик. Благо крыло теперь позволяет делать такие переходы действительно быстро и эффективно.

Вылет над посадкой в Бире сравнительно высокий. Там вряд ли захочется садиться куда-либо кроме штатной посадки, поэтому приходишь с запасом высоты. А в конце ещё и потоками приподнимает. Короче говоря, остаётся уйма высоты, которую расходует кто как может.

Бир, вид сверху
Бир, вид сверху

Изучая информацию о предстоящей поездке, я натыкался на предостережения, что, мол, посадка в Бире ограниченного размера, заходить на посадку нужно аккуратно. По факту оказалось, что там большое ровное поле, хоть и слегка под наклоном. Трудности могут возникнуть разве что при одновременном заходе на посадку нескольких крыльев. По всей видимости слухи о маленькой посадке распространяют лебёдочные пилоты.

Вид сверху на штатную посадку в Бире. Старт сверху, т.е. снимок сделан со стороны долины.
Вид сверху на штатную посадку в Бире. Старт сверху, т.е. снимок сделан со стороны долины.

10 октября, поездка в Дармсалу

Индийцы — знатные бюрократы и любители запретов. Для того, чтобы остановиться в гостинице в Бире, нужно разрешение от индийских властей на проживание в тибетской колонии. Конечно же, его нельзя (или почти нельзя, как потом оказалось) получить локально, пришлось ехать за ним аж в Дармсалу, тратить целый лётный день. Утром отдаёшь анкету и 2 фотографии, после обеда получаешь готовый документ. Пока чиновники перекладывают твои бумажки из одной стопки в другую, можно съездить посмотреть резиденцию далай-ламы.

Нам в каком-то смысле повезло, самого далай-ламы в резиденции не было (он был где-то на гастролях в Европе), поэтому было малолюдно, хоть можно было чего-нибудь увидеть. Говорят, когда далай-лама присутствует, очереди надеющихся на исцеление людей весьма грандиозны, не протолкнуться.

По большому счёту, сама резиденция не так чтоб была сильно интересна к посещению. Зайти посмотреть стоит, но не более того.

Поблизости от резиденции раскинулся мини-городок, состоящий из сотен магазинчиков, кафе и гостиниц. Хорошее место для покупки аутентичных сувениров.

Вид из резиденции далай-ламы на городок
Вид из резиденции далай-ламы на городок