Уже не первый год, стоит только наступить октябрю, мы облизываемся на то, как многие наши друзья опять круто летают в Бире. В этот раз нашему терпению пришёл конец, и мы решили самостоятельно разведать и разлетать это место.
Бир — популярное среди парапланеристов лётное место. Расположено в предгорьях Гималаев в северной Индии. Практически единственное место с хорошей маршрутной погодой осенью.
К поездке подошли с размахом. В Бир — на месяц, а затем ещё на полтора месяца на море, в Гоа. Сроки подобрали так, чтобы гарантированно захватить хорошую лётную погоду. Приехали в Бир в самом конце сезона дождей (низкая база, переразвития), а уезжали уже по сдыхающей погоде. Говорят, нам с погодой повезло, в прошлые года осенью было хуже.
6-7 октября, Дели — Бир
Вместе ещё с парой пилотов от аэропорта Дели ехали на заранее заказанном из Бира такси (Тойота Иннова, 10500 рупий, комфортно влезает 5 пилотов). Всего порядка 400 км, однако дорога занимает ни много ни мало — 10 часов.
Индийские дороги заслуживают отдельного описания. Точнее с дорогами-то как раз всё более-менее нормально. Местную специфику создают те, кто на дороге находится. Судя по тому, что обычно рассказывают про Индию, нас ожидал полный хаос. Однако по факту — трешачок средней насыщенности. Тем, кто по Москве в межсезонье толкается в пробках, индийская «культура вождения» будет знакома. Сдобрить только постоянным использованим звукового сигнала, изрядно разбавить коровами и прочей местной колоритной публикой, подсыпать побольше пыли — и в принципе станет очень похоже на Индию.
Удивило, что асфальт на трассах в принципе нормального качества. До 100 км/ч мало где, конечно, можно разогнаться. Но ямы на дороге встречаются не каждые сто метров, а всё-таки пореже. В окрестностях Бира вообще много где лежит очень, очень хороший асфальт, в т.ч. на дорогах местного значения.
9 октября, проба сил: Бигфейс, 360
База 2500-2900 (старт на 2500, долина на 1400), без переразвития, потоки до +4.
Стандартные горные условия, разве что отсутствие нормальных посадок слегка настораживает.
Фонового ветра почти нет, летится легко.
Непривычно, что все облака, даже мелкие, выстреливают. Маленьких облаков с плоской вершиной практически нет. Чувствуется, что сезон дождей закончился не очень давно. Но стреляющие облака не вырастают в грозу, а лишь живописно разваливаются, что кстати хорошо видно на фотографиях.
Когда небо голубое, виды не такие интересные. Облака, особенно разваливающаяся кучёвка, придают полноценности пейзажу. Пока не пристрелялись к местной погоде, летать среди облаков страшновато, непонятна динамика их развития.
Большую часть маршрута мы летели вместе с Алексеем Виниченко. У него такой же параплан как и у меня, даже раскраска совпадает, только размер побольше.
Под конец я слетал к точке 360, это 15 км на юго-восток от старта. Поначалу было непривычно и некомфортно оттого, что в непосредственной близости отсутствуют посадки. Потом привык, что там всегда можно выкрутить, да и вылет в долину есть, и успокоился.
Между стартом и 360 пол пути можно двигаться транзитом вдоль перегиба хребта, не крутя. Смешно, но мне оказалось сложно себя заставить так летать. Ведь приходится лететь именно вдоль рельефа, облизывая все отроги и долины. Мне оказалось морально проще быстренько набрать, выдавить акселератор и перескочить долину напрямик. Благо крыло теперь позволяет делать такие переходы действительно быстро и эффективно.
Вылет над посадкой в Бире сравнительно высокий. Там вряд ли захочется садиться куда-либо кроме штатной посадки, поэтому приходишь с запасом высоты. А в конце ещё и потоками приподнимает. Короче говоря, остаётся уйма высоты, которую расходует кто как может.
Изучая информацию о предстоящей поездке, я натыкался на предостережения, что, мол, посадка в Бире ограниченного размера, заходить на посадку нужно аккуратно. По факту оказалось, что там большое ровное поле, хоть и слегка под наклоном. Трудности могут возникнуть разве что при одновременном заходе на посадку нескольких крыльев. По всей видимости слухи о маленькой посадке распространяют лебёдочные пилоты.
10 октября, поездка в Дармсалу
Индийцы — знатные бюрократы и любители запретов. Для того, чтобы остановиться в гостинице в Бире, нужно разрешение от индийских властей на проживание в тибетской колонии. Конечно же, его нельзя (или почти нельзя, как потом оказалось) получить локально, пришлось ехать за ним аж в Дармсалу, тратить целый лётный день. Утром отдаёшь анкету и 2 фотографии, после обеда получаешь готовый документ. Пока чиновники перекладывают твои бумажки из одной стопки в другую, можно съездить посмотреть резиденцию далай-ламы.
Нам в каком-то смысле повезло, самого далай-ламы в резиденции не было (он был где-то на гастролях в Европе), поэтому было малолюдно, хоть можно было чего-нибудь увидеть. Говорят, когда далай-лама присутствует, очереди надеющихся на исцеление людей весьма грандиозны, не протолкнуться.
По большому счёту, сама резиденция не так чтоб была сильно интересна к посещению. Зайти посмотреть стоит, но не более того.
Поблизости от резиденции раскинулся мини-городок, состоящий из сотен магазинчиков, кафе и гостиниц. Хорошее место для покупки аутентичных сувениров.