Идея маршрута
Время от времени велоклуб 3×9 проводит большие общеклубные походы. В этот раз выбор пал на Кавказ, на окрестности Новороссийска. Собралось целых 5 групп общей ёмкостью под 40 человек.
Мы с Мариной решили присоединиться к общей компании нашей микро-группой из 2 человек. Ночёвки с остальными группами планировались общие, а маршрут большей частью свой (сложнее).
Состав группы
Велосипеды: Сергей — Trek Fuel Ex 7 2009, Марина Trek Top Fuel 2008. Обвес — SLX/XT/X.9, вилки Recon и Fox Float RL, амортизаторы Rp2 и Rp23, колёса Fulcrum Red Metal 5, покрышки Schwalbe Racing Ralph, тормоза Avid Elixir 5 185 мм.
Заброска
Заброска поездом до Крымска. Первые N асфальтовых километров гипотетически можно было бы проехать на электричке, но к сожалению рано утром удобных электричек не было.
Выброска из Анапы самолётом (альтернатива — поезд).
Навигация
Трек фактический: 2014-11.gpx
Общая дистанция | 303 км |
Суммарный набор высоты | 6047 м |
Суммарный сброс высоты | 6036 м |
День 1
Выгрузились всеми группами из поезда в Крымске в 5 утра. При сборке велосипедов неожиданно выяснилось, что передний тормоз у Марины барахлит, свободный ход ручки почти до руля. Поставил её новые колодки (оно чуть толще), немного помогло. К следующему походу, пожалуй, сооружу портативный походный набор для прокачки, чтобы таких проблем более не возникало.
Светает только часов в 7 утра, так что первые километры по трассе ехать пришлось в темноте. Трасса за городом неосвещенная, света нормального с собой мы не взяли, так что участок маршрута был не самый приятный. К счастью, наш трек уходил в горы первым :)
Пока другие довольно накручивали километры асфальта на свои колёса, мы встречали рассвет на подъеме к горе Шизе. Выбранная дорожка оказалась на удивление чистенькой и неразбитой. Судя по прогнозам, нас должна ждать слегка облачная, но сухая погода. Реальность, к сожалению, несколько отличалась от ожиданий. Дождя не было, но мы находились в туче, отчего верхняя одежда скоро стала влажной. Временами налетали порывы ветра, обдававшими нас каплями с веток. Но тем не менее красиво.
Подъем на гору Шизе большей частью едется, однако последняя треть явно пешеходна. По чистой дороге было приятно прогуляться пешком. То тут, то там попадались расцветающие безвременники — совершенно неожиданная картина для начала ноября.
Тропинка по верху хребта едется с трудом, особенно под грузом. А вот пешком там гулять должно быть здорово.
Гора Шизе — это, помимо всего прочего, еще и местный парапланерный старт. Увы, погода была нелетной, и никого на вершине мы не встретили.
Спуск с Шизе в сторону Эриванской нормально едется. Сложности могут быть разве что в дождливую погоду. В нашем случае грязь на дороге была, но во вполне умеренных для Кавказа количествах, особенно принимая во внимание слегка накрапывающий дождик.
В Эриванской мы первым делом зашли в магазин и устроились завтракать. При 100%-влажности и прохладной погоде пришла в голову совершенно гениальная идея: купить молока и разогреть его на горелке! Согрелись, и жить сразу стало веселее.
После Эриванской есть 2 пути в сторону Тхаба. Первый пролегает по реке Абин, его выбрала группа Крамара (они на Шизе не лазили и проехали Эриванскую за полтора часа до нас). У нас же было желание по-максимуму избежать бродов, так что мы выбрали горный путь. Реку Абин потребовалось пересечь всего лишь один раз, глубина брода от силы 10 см.
Скоро пришло понимание, что надежды на сухую погоду не оправдались. Дождя не было, и ненадолго даже выглянуло солнце, но вот дорога вызывала уныние. И чем дальше, тем больше. Двигаться по ней было возможно, и кое-где даже можно было ехать. Но постоянно приходилось обходить большие грязные лужи, что сильно сбивало темп. Мы совсем не против таскания велосипедов на себе, например это может быть оправдано нереальной красотой вокруг. Но необходимость тупо месить грязь и кроме неё ничего более не видеть очень сильно расстраивает.
К вечеру свалились в долину реки Абин в районе Малогреческой поляны, где и заночевали. Ночью приходил какой-то зверек (мышка, наверное) и долго шуршал сухими листьями у реки.
День 2
Проснулись в 6, вышли в 7:30. Впереди нас ждал длинный путь, а светлого времени осенью мало.
Подъем из долины реки Абин к приюту Монастыри практически весь пешеходный, в основном из-за грязи. Было бы сухо, было бы не так противно, конечно же. В Монастырях остановились на обед. Там есть источник воды, и даже какая-то домик для ночёвки — в приют часто приезжают охотники. 1 ноября открылся сезон охоты на кабана, так что охотников в лесу было хоть отбавляй.
Подъем от приюта Монастыри на Тхаб чисто пешеходный. В нижней части он особенно сильно размешан квадроциклистами. Печально видеть, насколько быстро погибает дорога под их колёсами.
Наверху мы были в 14:00. От Тхаба в сторону РЛС и г. Шахан идёт, наконец, твёрдая сухая грунтовка, можно ехать.
Недалеко от РЛС видели парочку хрюшек. Так и не пришли к единому мнению об их степени дикости.
Спуск от г. Шахан в долину р. Ачибс представляет собой хорошо набитую тропу (бывшую когда-то давно дорогой). Она то вьётся серпантином, то идёт траверсом горы. Очень, очень клёвое место, нам оно понравилось. Спуск не везде ровный, кое-где торчат камни. Двухподвесы пригодились :) На подъем тропа может быть не очень удобна, ехать получится не везде.
Заночевали сразу как добрались до воды. Стоянка запомнилась тем, что на противоположном от лагеря крутом берегу реки постоянно происходили небольшие осыпи. Так и спали под их периодический аккомпанемент.
День 3
Задача на день — заехать в Геленджик, привести в порядок велосипеды, попробовать починить Маринин тормоз и привести в порядок мою вилку (под сальники попала грязь, вилка затупила).
Ночью был минус, так что грязь частично замерзла. Пока добирались до трассы по замерзшей природе, наши велосипеды успели показать свой характер. Сначала у Марины в задней втулке собачки от холода перестали схватываться (прогрели горелкой, как-то заработало), потом у меня ролик заднего переключателя замёрз и перестал крутиться (вылечилось погружением переклюка в реку).
В Геленджике есть целых 2 мастерских. В первой был выходной. В магазинчике рядом — есть в продаже наборы для прокачки, но только под Shimano, а нужен Avid. Во второй «мастерской» нужного набора для прокачки также не оказалось (как вообще ЭТО может называться мастерской? жуть!). Когда же я попросил посмотреть вилку и сказал, что там самый что ни на есть стандартный RockShox Recon, меня переспросили «это пружинно-масляная что-ль?» Сплошное расстройство и уныние от некомпетентности мастера. Залил капельку масла в сальники сверху, без демонтажа — как-то заработало. Всё равно по возвращению домой придётся перебирать.
Закупились в магазине, пообедали в кафе и направились в сторону подъема на хребет над городом. К счастью, там есть канатная дорога, которой мы с удовольствием и воспользовались. Цена вопроса — 300 р. с носа.
Мы продолжили наш путь. По вершинам хребтов, особенно на склонах южной экспозиции — совсем другая картина, нежели внизу! Грязь есть только там, где она не успевает высохнуть, в низинках и просто плоских местах. Но количество её напрягать уже перестало.
Проехав десяток километров по Маркотскому хребту стали присматривать место для стоянки. Было холодно: за день наверху температура так и не поднялась выше нуля. «Радостей» добавлял сильный северо-восточный ветер. Ближе к сумеркам нашли местечко, прикрытое от ветра возвышением и с изумительным видом на побережье. Судя по прогнозу к ночи ветер должен был подстихнуть. Похолодало еще сильнее.
Ночью ветер не то что не стих, но и наоборот усилился многократно. По всей видимости начала работать ночная фаза бриза, добавляя свой вклад к и без того сильному фоновому ветру. Судя по всему, ночью температура опускалась до -10. Порывы ветра, несмотря на то, что мы стояли в ветровой тени от возвышения, периодически явно превышали 10 м/с. Палатка, к счастью, выстояла.
Забравшись в спальники во всей нашей теплой одежде, мы даже особо не замерзли. Но было бы холоднее еще градусов на 5 — возникли бы трудности.
День 4
Первоначальный план двигаться по хребту до самого Новороссийска претерпел некоторые изменения. Дело было в ветре. В какой-то момент мы поняли, что так и едем во всей нашей теплой одежде и нам совсем не жарко, даже на подъемах. Сказывалась холодовая усталость после не самой комфортной ночёвки. Учитывая, что к вечеру мы должны были прибыть в точку встречи с остальными группами за Новороссийском, стало понятно, что надо срезать.
Как назло, солнце не спешило нас пригревать — всё время солнце было закрыто тучей. Присмотревшись повнимательнее, я заметил, что, несмотря на сильный верховой ветер, облака стоят на месте. Такие облака образуются из-за явления под названием «волна» за хребтом в сильный ветер. Красиво. Но нам было холодно.
Удобный спуск привёл нас к с. Виноградное. Спуск откровенно крутой. Я-то там, конечно, везде проехал, но за Марину периодически было страшновато — недавняя замена хардтейла на 2-подвес (с волшебно работающей вилкой) вырастила ей крылья, и она стала стараться проехать там, где раньше даже и не мечтала.
От Виноградного до Кабардинки идёт на удивление приятная дорожка по краю долины, это довольно удобный способ объехать кусок трассы.
Путь до Новороссийска ничем особо не запомнился, асфальт он и есть асфальт. Сам Новороссийск расстроил. В восточной части города сплошные промзоны, пыль, грязь. Жутковатое местечко. Единственная отрада — много где вдоль дорог внутри городской черты есть тротуары. Нет необходимости с велосипедом лезть на дорогу к грузовикам. Хоть на том спасибо.
Добравшись до центра города остановились у магазина. Я позвонил Химику узнать их планы на сегодняшнюю ночёвку. В ответ услышал, что они не успевают доехать до запланированного места и будут 3 группами (Химик, Крамар, Лаур) вставать рядом с Кабардинкой. Ну чёрт возьми! Мы только-только это место проехали, и пилить обратно 30 км по трассе (а назавтра обратно) не было никакого желания. Сразу куда-то делась и мотивация, и хороший настрой.
Оставалось лишь ехать дальше, и заночевать где-то в окрестностях Абрау-Дюрсо. До Абрау-Дюрсо доехали уже поздновато, почти под закат. Снова было холодно и место под ночёвку искать было некогда, так что решили остановиться в гостинице. К нашему удивлению жилья в Абрау-Дюрсо кот наплакал. Единственный жизнеспособный вариант гостиницы оказался довольно дорогим, хоть и вполне приличным.
План на следующий день — устроить полуднёвку, покататься по окрестностям, дождаться другие группы и ехать дальше вместе со всеми.
День 5
Как же приятно после недели шатаний по горам проснуться чистому в свежей постели и в тепле! Поздно позавтракав, поехали смотреть окрестности. Доехали до южного берега озера Абрау. Там красиво, но по большому счёту ничего особенного. Устроились обедать на берегу.
В час дня я позвонил Химику с вопросом, когда их ждать в Абрау-Дюрсо. Он мне ответил, что они «вот уже почти», встали на холме над посёлком обедать, а затем они поедут вниз грунтами, и что ждать их к 15:00. Вернувшись в Абрау-Дюрсо мы повстречали часть группы Крамара, не пошедшую на экскурсию на завод шампанских вин.
Устроившись у магазина на выезде из посёлка мы стали ждать. А что еще делать? Если поедем в своём темпе, маршрут очень быстро кончится, и ехать придётся в гордом одиночестве. С тем же успехом можно было бы пойти в поход куда-нибудь самостоятельно.
Смеркалось…
Ближе к 5 часом вечера (заход солнца в 17:15) на дорогу, поднимающуюся на перевал дальше по маршруту, начала подтягиваться группа Крамара. Вид у неё был одновременно веселый и печальный. Экскурсия на завод явно не прошла без дегустации продукции.
Но где же Химик? Как потом выяснилось, во время их эпического спуска с перевальчика по грунтам они умудрились сломать багажник, взорвать покрышку и пару раз проколоться… Наверное у них в велосипедах завелись злыдни. «И хозяйство у него начало — разваливаться!» (с) мультик про злыдней из цикла «Гора самоцветов»
Вместе с группой Крамара неспешно докатили до чудесной стоянки на берегу моря. Пресная вода в этом месте выглядела как специально выведенный из под земли краник, из которого била струя неожиданно тёплой воды.
Вечером развлекались косметическим разрушением береговой линии, сбрасывая в море 50-килограммовые булыжники.
День 6
Весь вечер и утро по стоянке гуляли 3 совершенно чудесных кота. Ну как было не устроить им фотосессию?
Дорожка вдоль моря между Дюрсо и Малым Утришем приятна. Небольшой рельеф, красивые виды, хорошее покрытие без грязи. Участок после Малого Утриша и до Сукко не менее интересен. Местами подъем крутоват, но при умении целиком едется (у меня получилось).
Территория вокруг относится к заповеднику, но проезд по самой дороге свободный. Весь участок настоятельно рекомендуется к включению в маршруты велопоходов.
Перед въездом в Сукко долго и упорно ждали хвост группы Крамара. Похоже, злыдни от Химика переселились в колёса велосипедов группы Крамара. Как можно умудряться так часто колоться, я не понимаю.
В Сукко заселились в гостиницу (ул. Центральная, 39) по 400 р. с носа. Жильё чистое, но совсем простенькое. Короче говоря, на 400 р.
Сам посёлок Сукко произвёл удручающее впечатление. Сплошной недострой, отсутствие нормальной инфраструктуры и полная ориентация на «отдыхающих». И зелени в городе нет. Стоят на друг друге свежепостроенные бетонные коробки. Уныло.
День 7
По плану — радиалка по окрестностям вместе с группой Химика. Они, кстати, тоже в предыдущий день добрались до Сукко, несколько позже нас, и заселились в гостиницу неподалёку.
Мы с Мариной поняли, что не выдержим «изнурительный» темп и решили дать фору им в полтора часа. Как раз время нормально выспаться и не спеша позавтракать.
Участок маршрута между Сукко и Гай-Кодзором получился странным. Там сейчас строят газопровод, так что много где раскопано. Проехать можно, но удовольствия мало.
Прогон Гай-Кодзор — Раевская получился по полям против ветра. С красотами дефицит.
Группу Химика нагнали в Раевской и дальше поехали вместе. Третья часть маршрута самая красивая. Дорога идёт по холмам через лес. Есть и где повкручивать в подъем, и где зажечь на крутом спуске.
Приятной неожиданностью стал выезд к озеру Сукко и роще кипарисов. До последнего момента они не видны, и вот, в какой-то момент за поворотом открывается вид, которого совершенно не ожидаешь тут увидеть. Кипарисы не растут в этих краях, и роща была посажена искусственно. Осенью их вид особенно прекрасен.
Под кипарисами мы нашли представителей и всех остальных групп. Долго общались и фотографировались.
День 8
Асфальтовый прогон до Анапы, закупка хурмой и мандаринами на рынке, посиделки на пляже и асфальтовый же прогон до аэропорта. Ничего интересного.
Выводы и рекомендации
Техническая готовность снаряжения
Поход прошел без существенных поломок. Маринин тормоз хоть и глючил, но продолжал работать. Периодически (в отрицательную температуру) подглючивали собачки в задней втулке Марины. Мне пришлось один раз прочистить ролики заднего переключателя от грязи (заклинило). По большому счёту, ничего серьезного. Проколов не было.
Готовили на горелке. На 8 дней ушло чуть меньше одного 450-граммового баллона газа.
Как и всегда, мы часть груза (палатку, спальник, коврики) везли на консольных багажниках, а остальное в заплечных рюкзаках. Подход себя полностью оправдал. Более того, как раз сейчас консольники применялись по назначению, т.к. мы недавно пересели с хардтейлов на 2-подвесы.
Про 2-подвесы. Нам понравилась идея использовать 2-подвес для туризма. Причем чем хуже дорога, тем больше преимуществ получаешь. На гравийной дороге или дороге с гребенкой на хардтейле трясёт, на 2-подвесе — почти нет. Груз на багажнике дополнительно увеличивает подрессоренную массу, зачастую проезда неровностей задним колесом просто не замечаешь (не доходит даже информация о неровности через седло). Расширяются возможности по передвижению по очень неровным каменистым дорогам. Там, где на хардтейле движение превращается в ад, на 2-подвесе лишь слегка потряхивает. При условии использования платформенных амортизаторов потери при педалировании при движении по ровному покрытию несущественны, ощутимой разницы нет.
Спальник. В этот раз мы опробовали свежекупленный тандемный спальник Сплав Double 200. Впечатления — выше всяких похвал! Он легкий (1600 г — это на двоих!) и теплый (комфортно до 0..-5 градусов). Однозначно рекомендую.
Интересные участки маршрута
Гора Шизе. Несмотря на сложность преодолевания хребта на велосипеде, место само по себе достойное внимания. Надо быть готовым погулять немножко пешком. Место интересное.
Гора Тхаб. Мы видели участок хребта от Тхаба до г. Шахан. Подозреваю, весь хребет представляет интерес, вплоть до Шапшугской. По верху хребта дорога обычно идёт сухая.
Маркотский хребет. Приятное место, и виды красивые. Кое-где пешеходно из-за большой крутизны.
Дорога от Абрау-Дюрсо до Сукко. Красивая интересная дорога вдоль моря, есть места с пресной водой для стоянок. Однозначно рекомендую для включения в маршрут. Дороги хорошие, сухие.