Толмин, старт Кобала: описание лётного места

tolmin
Вид на окрестности Толмина, ключевые точки

Описание

Окрестности Толмина — это, пожалуй, самое популярное место для полётов на параплане в Словении. Причиной тому хорошие условия для маршрутных полётов, эпичные виды, асфальтовый заезд на старт, изобилие посадок и наличие туристической инфраструктуры. В разгар сезона в радиусе 30 км в воздухе может быть одновременно несколько сотен крыльев. Условия полётов чисто горные. Потоки формируются преимущественно над триггерами на рельефе, их образование предсказуемо. Все склоны южной экспозиции хорошо работают. Крутизна большинства склонов достаточна для формирования термодинамика.

Погода

Лётный сезон длится долго, с конца апреля и чуть ли не конца сентября. Благодаря обилию в округе больших гор метеоветер часто слабый или отсутствует вовсе. Это дарит прекрасные возможности для больших замкнутых маршрутов (треугольников и маршрутов с возвращением). Однако отсутствие метеоветра не означает, что воздух неподвижен. По долинам дует (иногда сильно), над хребтами и вершинами образуются потоки — всё как и должно быть в больших горах. Чтобы летать безопасно, нужно хорошенько представлять себе картину обтекания горного рельефа. Термическая активность начинается часов с 11-12 и продолжается до 6-7 вечера. Пик погоды приходится на 13:00-15:00, затем погода подуспокаивается. В любом случае, в районе старта в течение всего дня термичность обычно умеренной интенсивности, без «жести». После 16:00 условия на старте мягкие и хорошо подходят для обучения. База облаков типично бывает 2300-2700 м, в дни с особенно хорошей погодой может подниматься до 3000-3200. В высоких горах база, естественно, будет повыше. Слои инверсии часто отсутствуют, а когда и есть, к середине дня они уже почти гарантированно пробиваются. В дни, когда происходит переразвитие облаков, возможность полетать сохраняется в альтернативном месте под названием Лияк. Это примерно 50 км к югу от Толмина. Туда грозы обычно не доходят и почти всегда стоит солнечная погода. Место хорошо подходит для обучения, но летать там скучновато, не так эпично как в Толмине.

Воздушное движение

Толмин, Бовец и массив Триглава — регион, популярный не только у парапланеристов. Регулярно в полёте встречаются дельтапланы, жесткокрылы, планеры, вертолёты и легкие самолёты. Нужно быть внимательным в воздухе.

Старт и посадка

Территория старта находится в частной собственности клуба «Kobala Center». Пользование стартом платное, нужно покупать билетики, есть варианты на день (4 евро), 3 дня (10 евро), 10 дней (20 евро) и на весь сезон (35 евро). Билеты можно купить в будке «Kobala Center» неподалёку от посадки с вертолётной площадкой, время работы с 10:30 до 16:00. На старте билеты почти никогда не проверяют, за исключением соревнований и периодов, когда приезжает очень много пилотов. Однако говорят, что за отсутствие билета могут быть вполне серьезные последствия в виде штрафа (т.к. территория старта в частной собственности). Высота старта 1080 м. Высота долины под стартом около 170 м.

Старт

P1050100
Вид на старт в Толмине

На стартовом пупыре есть 2 склона, восточный и западный. В начале дня греется восточный склон, так что обычно часов до 12-13 стартовать нужно на восток. После происходит переключение ветра на запад. Оба старта сравнительно простые, кустов и роторов нет, места много (может готовиться 5-10 человек одновременно). Исключение — нелётным считается северный ветер. При ветре с севера гор условия на старте как правило турбулентные, нервные. Еще и от вершины над стартом роторит. «Домашний» термик часто стоит чуть южнее старта. Если сразу после взлёта ничего нет, можно смело идти туда, «тереть сопли» и ждать потока.  Но в любом, даже самом неблагоприятном случае дотянуть до штатной посадки не составляет проблем, благо перепад высот от старта до долины почти километр. После набора до 1400-1600 м логично перепрыгивать на вершину над стартом (Кобала, 1450 м) и добирать высоту для дальнейшего перехода уже там. Над Кобалой почти всегда есть хорошие потоки, даже когда стартовый термик упирается в инверсию. Посадка на старт возможна. Трудность может представлять разве что восходящий поток непосредственно над стартом, днем (14:00-16:00) над стартом прёт вверх так, что снизиться до земли не самая простая задача. Подъем до старта почти целиком асфальтовый. Будьте внимательны: дорога узкая, под одну колею. Периодически приходится оттормаживаться и сдавать задним ходом до ближайшего расширения, чтобы пропустить встречный транспорт. Крайние пол километра — ровная грунтовка. В сотне метров от старта есть парковка. Альтернативные старты не пользуются большой популярностью. Есть старт на хребте Stol, но туда еще нужно умудриться заехать. Дорога на Стол — грунтовка с камнями, низкая машина если и проедет, то велика вероятность чего-нибудь поцарапать, так что лучше использовать джип. В плане заезда наверх штатный старт в Толмине, конечно, удобнее всего.

Посадка

1927549277
Вид на посадку в кемпинге Gabrije

Есть целых 3 штатных посадки:

  1. «Kobala LZ», под стартом. Луг рядом с дорогой, ведущей на старт.
  2. «Tolmin LZ», рядом с вертолётной площадкой. На саму вертолётную площадку садиться не стоит, лучше садиться на траву неподалёку.
  3. «Gabrije LZ», рядом с кемпингом «Gabrije».

Помимо официальных посадок есть масса лужаек с травой, проблем с выбором мест для приземления обычно нет. Местные жители относятся к посадками на их частные  владения дружелюбно, если не попорчены посевы. Стоит помнить про провода, в долине есть несколько ЛЭП.

Маршрутные полёты

В качестве разминки хорош маршрут от Кобалы через Mrzl Vrh и хребет Stol (по нему можно лететь в термодинамике не крутя) до итальянской границы и далее, аж до городка Gemona. Этот маршрут также может быть интересен начинающим маршрутным пилотам, т.к. не затрагивает большие горы, в долине же сравнительно мягко и везде есть посадки (до границы с Италией, далее с посадками дела обстоят хуже). Примечательно, что пересекать по воздуху границу Словении с Италией полностью законно. :) Следующая область интересов — массив горы Krn (2244 м). Экспозиция основного склона горы южная, там всегда есть термодинамик. Вообще вся стенка от Крна до Масельника (Maselnik, 1900 м) хорошо работает, там всегда можно выбрать достаточно высоты. Примечательно, что склоны у гор весьма крутые, а сами горы высокие, так что практически всегда нет никаких проблем, чтобы вылететь в долину, если где-то просыпался. Наконец, любителям настоящих горных полётов однозначно понравится область главного хребта. На Кобале набрать 2000 и прыгнуть к вершине Krikov (1844 м). Перед Криковым есть характерная стенка, по которой всегда можно вылезти наверх. С главного хребта открываются широкие перспективы: можно прогуляться 10 км по хребту на восток, можно прыгнуть на Масельник и далее на Крн, можно полететь на север к Бохиньскому озеру и далее в сторону Триглава. В июне на главном хребте вовсю еще лежит снег, красота неописуемая! Естественно, это только несколько простейших идей куда лететь. Полноценное описание маршрутных возможностей региона потянет на отдельный большой пост с множеством карт и фотографий. Пока просто скажу, что возможностей — море!

Жильё, транспорт, связь, досуг

С ценами на жильё всё довольно грустно. От 15 евро с носа за гостиницу, от 8 евро с носа за кемпинг. Большинство пилотом живёт именно в кемпинге (кемпинг Gabrije). Услугу завоза на старт предоставляют в кемпинге Gabrije, стоит 8 евро с носа. Завоз производится когда придётся, регулярного расписания нет. Удобно арендовать машину на всё время пребывания в Словении. Так и на старт можно забраться (но непонятно как машину забирать, если просыпался в долину), и в магазин съездить. Да и в округе есть что посмотреть, места очень красивые и познавательные. Кстати, качество дорог хорошее, почти везде асфальт приличного качества. Горные дороги, правда, часто очень узкие, на одну машину, нужно искать где расходиться со встречным транспортом.

Милкомат

Основные магазины располагаются в Толмине в западной части города, это Mercator, EuroSpin и другие. Там же рядом — уникальное сооружение под названием «милкомат». Бросаешь в него монетку в 1 евро, он наливает в твою тару литр настоящего свежего молока! В соседнем автомате продаются вкуснейшие йогурты и всякие сыры. В центре есть еще один Mercator (маленький), он находится как раз напротив заправки. В этом же здании есть спортивный магазин Intersport, где можно купить газ для горелки (в т.ч. резьбовые баллоны, а не только цанговые «диклофосники» и campinggaz) и кое-чего из спортивного снаряжения. Рядом с центральным Mercator’ом есть мобильный магазинчик, где можно купить sim-карту. Увы, на голосовой симке интернет дорогой, так что если нужно много мобильного интернета, придётся покупать две симки, одну для голоса, другую для интернета. Голосовая симка стоит 10 евро, еще за 15 евро продадут 1 Гб трафика для неё. Покрытие 3G, скорость хорошая. Помимо полётов в окрестностях Толмина однозначно есть чем заняться. Словенцы сами по себе спортивный народ, у них есть культура спорта. Так что прогулки/пробежки, велосипеды, каяки и прочее здесь в почёте. Помимо лазания по горам есть масса возможностей для прогулок в красивых местах. В первую очередь это долина реки Соча в районе Моста-на-Сочи, каньон речки над Затолмином и окрестности озера Бохинь. При необходимости закупиться спортивным снаряжением или одеждой можно скататься в Италию, это недалеко (60-80 км в одну сторону).

Подбор

Часто подбор не нужен вовсе: при возвращении с маршрута обычно вылет в домашнюю долину получается на большой высоте, есть возможность долететь до ближайшей к дому посадки своим ходом. Между основными населенными пунктами, конечно же, ходят автобусы, можно пользоваться. Но всё-таки удобно иметь некую подстраховку в виде возможности позвонить и вызвать машину подбора. Подбор машиной с Бохиньского озера затруднителен, т.к. дорога туда идёт через перевал и занимает много времени. При посадке рядом с озером нужно сесть на автобус до Бохиньской Быстрицы (до ж/д станции), там пересесть на местный поезд, который отвезет до станции Мост-на-Сочи (поезд идёт через тоннель под хребтом). К Мосту-на-Сочи уже может оперативно подъехать машина подбора. Поезд ходит примерно 5 раз в день, последний поезд проходит Бохиньскую Быстрицу в 19:39. Удобно, что большинство местных жителей нормально говорит по-английски. Проблем с тем, чтобы объясниться при покупке билетов или в магазине нет никаких.

Для кого это место

Толмин как лётное место подходит очень широкому кругу пилотов. Хорошо и давно летающие пилоты оценят эпичность маршрутов, которые там можно пролететь, порадуются сильной и полноценной (но при этом не очень нервной) погоде. Начинающим маршрутным пилотам это место тоже отлично подходит. Всего лишь нужно стартовать попозже и не залезать высоко в горы. Под вечер в районе старта восходящие потоки мягкие и безопасные.

Как добраться

Удобно в Любляне взять в аренду машину и далее по Словении передвигаться своим ходом. Естественно, между Любляной и Толмином есть регулярное автобусное сообщение.

Навигация

Я использую составленный мною файл для Google.Earth с отмеченными стартами/посадками и ключевыми вершинами: Slovenia-points.kml Тот же файл в формате WPT для загрузки в XCSoar: Slovenia-points.wpt Значок «вулкан» обозначает вершину. У каждой вершины в названии прописана её высота. «Самолёт» и точка с LZ в конце названия — уверенная посадка. «Вертолёт» и ELZ — «экстренная» посадка, примоститься можно, но нужно быть аккуратным TO — точка старта TH — часто работающий триггер