Чумпхон, хребет Khao Phang: описание лётного места

Описание

Хребет Khao Phang вытянут с севера на юг на 3 км. Перепад высоты между вершиной и окружающей местностью — 200 м. В верхней части склон крутой, со скалистыми обрывами. За исключением стартовой поляны весь хребет покрыт густым лесом.

Местность вокруг горы равнинная, где-то плоская, где-то с неровностями. Кое где торчат компактные холмики высотой до 50-100 м (ближайшие пупыри — в 2.5 км на восток от горы). Всё свободное пространство на равнине занято под сельское хозяйство, преимущественно плантациями пальм (в основном это масляничная пальма, из плодов которой производят пальмовое масло).

Дорожная сеть в окрестностях горы развита более-менее нормально, к каждой плантации обязательно подходит дорога. В 2 км к востоку от горы протекает река, мосты есть.

На верх хребта проложена дорога, которая ведет к большой антенне и группе строений, расположеных недалеко от старта. Дорога очень круто забирается в гору и проезжабельна только в сухую погоду и только для полноприводного автомобиля. Заехать на мотобайке возможно, но потребуется изрядная сноровка в управлении, плюс часть пути возможно придётся подняться пешком. Целесообразнее мотобайк оставить внизу.

P1040540

Погода

По статистике Чумпхон — место рекордное по количеству осадков. Относительно сухой сезон здесь только зимой. Лётный сезон — примерно с начала декабря по конец марта. Зимой почти всегда дует восточный ветер, с вариацией от северо-восточного до юго-восточного. Оптимальная сила фонового ветра — 3-5 м/с. При очень слабом ветре затруднителен старт, при ветре более 7 м/с появляется риск сдувания за гору. Из-за близости моря база облаков низкая, порядка 700-1300 м. Часто на 700-800 метрах стоит инверсия. Потоки в основном образуются над горой и сразу перед ней. Воздух относительно спокойный, потоки сильнее +4 м/с редки. Однако в сильный ветер, когда потоки разбиваются ветром, у горы может быть нервно, турбулентно.

Термическая активность, пригодная для полётов, начинается часов с 11-12. До этого времени есть шансы не удержаться в динамике и пойти на посадку. Пик погоды приходится в среднем на 13:00-14:00, затем термическая активность идёт на спад. К 17:00 остаются только отдельные пузыри, которые позволяют подниматься лишь чуть выше зоны динамика, но не более того (100-150 м над стартом). Днем, в среднестатистическую летную погоду, наборы порядка 500-600 метров над стартом — как раз до базы. Бриз от моря доходит обычно только во второй половине дня; по этой причине утром динамика часто нет, зато ближе к вечеру в воздухе спокойно и при этом держит у горы везде.

Долина перед горой как правило не работает, и это существенно затрудняет маршрутные полёты. Единственная возможность отлететь подальше от горы — лететь под облаками. Часто получается, что облака образуются утром часов в 10-11 и к 14:00 уже начинают массово распадаться. Если хочется чего-то большего нежели болтания у горы, есть смысл стартовать пораньше, в районе 11 часов. Но нужно быть аккуратным: в дни с мощной погодой, особенно при сильном ветре, к 12 часам у горы может быть весьма неспокойно. Напротив, если хочется максимально мягких условий в воздухе, старт в 3-4 часа дня — самое то (при условии нужного направления и силы ветра).

На склоне есть места с вертикальными скальными обрывами. Поскольку экспозиция основного лётного склона восточная, камни там греются слабо, и над скалами безопасно летать даже на малой высоте. Рядом с этими скалами, благодаря резкому сбросу высоты, образуется мягкий и очень удобный термодинамик, на котором комфортно как на лифте «ехать» вверх.

Старт и посадка

Территория посадки находится в частной собственности. Владелец — австралийский пилот Tim Hogan, который вот уже несколько лет живёт с семьёй в доме рядом с посадкой. Он предоставляет услугу по завозу на старт на своём пикапе. По состоянию на январь 2014 года цикл зазвоз-старт-посадка стоит 200 бат (=рублей) с носа. Там же, у Тима в доме, можно (без дополнительной платы) хранить крылья, чтобы не привозить их каждый день.

Высота старта — 250 м над уровнем моря, высота штатной посадки — 60 м.

Старт

Стартовая площадка представляет собой поляну с выкошенной травой на перегибе хребта. Основной старт ориентирован на восток. Взлет при западном ветре там также возможен, но менее удобен и куда как менее безопасен. Размеры площадки позволяют стартовать одновременно только одному пилоту. В штиль или очень слабый ветер есть шанс, что после отрыва от земли пилота  просадит, и тогда есть вероятность причесать кусты под стартом (они периодически выпиливаются с каждым развесившимся там парапланом, но процесс еще далёк от завершения). Если на старте в момент отрыва дует хотя бы 3-4 м/с, динамик образуется достаточной силы, чтобы облететь кусты с запасом высоты, обычно уже сразу после отрыва начинается подъем.

В случае ветра, который косит с юга, условия на самом старте прилично турбулентные. Долго стоять с поднятым куполом сложно или невозможно, нужна оперативность и определенная сноровка для старта. Сразу после отрыва от земли может даже подсложить ротором от кустов справа-спереди. Впрочем, условия на старте и условия в воздухе имеют мало общего. Стоит только взлететь и отойти от склона хотя бы метров на 10, как становится существенно спокойнее.

При сильно косящем северо-восточном ветре отрог хребта вслед за чашей слева от старта может генерировать ротор. Уровня старта ротор не достигает, но надо быть внимательным, если просыпешься ниже старта.

Посадка

P1040594
Вид на посадку

Посадка располагается непосредственно перед горой, чуть севернее старта (левее, если смотреть сверху). Качества гарантированно хватает, чтобы до неё долететь в любую, даже самую слабую погоду (кроме случая, когда просыпаешься ниже уровня старта далеко на юг за антенной — но там есть запасная площадка для посадки).

Ветер на посадке как правило слабый, вплоть до штиля или даже слива с горы (несмотря на наличие ветра сверху). На посадке установлен ветроуказатель. Со стороны горы есть травяной склон высотой 5-7 метров, который ограниченно можно использовать для подлётов. Ограниченно — потому что направление и сила ветра на площадке нестабильны, стоять с поднятым крылом затруднительно. Вечером, после окончания термической активности, даже иногда случается, что ветер внизу дует с горы; внимательно смотрите на ветроуказатель перед приземлением.

Днем над пальмовой плантацией перед посадкой ощутимо потряхивает, пузыряет, это может осложнить заход. Вплоть до того, что запас высоты удобнее сбрасывать чуть дальше в долине, и приходить к полю уже на минимальной высоте. Размера поля как раз хватает, чтобы над ним развернуться непосредственно перед касанием земли. Впрочем, если хоть чуть-чуть протупить, есть все шансы повисеть на пальме (а она, зараза, колючая…), преценденты были.

С дальней от горы стороны поля есть «аппендикс», куда в принципе можно уйти, если слегка не расчитать с высотой. Но следует иметь в виду, что местность там идёт на понижение, и без принятия дополнительных мер есть шанс долететь до самого конца, и уже там поздороваться с пальмой.

Когда ветроуказатель показывает текущий ветер с юга (например, при прохождении потока), плантация, ограничивающая посадку с юга, около себя генерирует небольшой ротор. Подсложить вряд ли успеет, но вот просадить и слегка приложить об землю может запросто.

Изображение на космоснимках несколько устарело, сейчас рядом с полем с северной стороны разрабатывается карьер. Часто он выступает как триггер потока. Посадка туда в принципе возможна (остерегайтесь вертикальных стенок высотой 2-3 метра, это только сверху карьер выглядит плоским), но смысла не имеет: поле рядом удобнее и безопаснее.

Альтернативные посадки также существуют. С южной стороны восточного склона это заброшенный карьер (хорошо виден, вариантов-то, собственно, немного). С северной стороны восточного склона — большое свободное поле. Единственная неприятность — поле со стороны трассы ограничено высокой ЛЭП.  Эта посадка проще штатной, но несколько километров до дома Тима придётся прогуляться пешком.

Днем, с 2 до 3 часов условия на штатной посадке как правило очень жесткие, заход на посадку небезопасен. Проблема в сильных пузырях, приходящих с разных сторон. Приходится постоянно отлавливать клевки и сложения, а также ежесекундно перестраивать посадочную траекторию. Если возникла необходимость сесть в самый разгар погоды, рекомендую садиться на альтернативном северном поле, там в это время относительно спокойно.

Жильё, транспорт, досуг

По жилью есть глобально 2 варианта: жить в самом городе и на северном пляже. В городе есть некоторое количество отелей и гестхаусов с ценой от 400 бат за комнату. Есть варианты аренды домов, если селиться надолго. От центра города до горы — 15 км. Но если приезжать на отдых, целесообразнее остановиться на пляже.

На северном пляже есть домики-бунгало за 300 бат попроще-пострашнее, есть за 600 поновее и почище. Там же есть и некоторое количество кафе. Удобно то, что море в трех шагах, и чтобы искупаться не нужно куда-то ехать.

Чумпхон — довольно правильное место для кайтинга. На пляже даже кайт-школа есть со всем необходимым снаряжением. Получается, что в дни со слабым фоновым ветром можно летать, а когда ветер посильнее — кататься на кайте.

Пляж песчаный, чистый, малолюдный. На берегу растут кокосовые пальмы. Красота! Заход в воду мелкий, особенно в отлив. В сильный ветер образуются приличного размера волны, купаться не очень комфортно. Зато когда ветра нет — тишина и спокойствие. Семьям с детьми здесь, мне кажется, также будет очень комфортно.

Для перемещения до горы и обратно на пляже есть возможность арендовать мопед. Цены, в силу ограниченного предложения, чуть выше среднестатистических по Таиланду. К примеру, за Honda Click не очень свежего года в подушатанном состоянии хотят 200 бат в день. В самом городе ни одного проката мотобайков в привычном виде нет, но можно раздобыть у местных, если знать где. Это осмысленно, если арендовать байк хотя бы на месяц-другой; иначе проще взять на пляже.

Арендовать машину в Чумпхоне сложно. На большую компанию вариант — такси (машина или грузовичок человек на 6-8) с водителем, это выйдет недорого.

Для кого это место

Любителям маршрутных полётов Чумпхон подходит весьма ограниченно. Из-за низкой инверсии, ограниченного количества посадок и сложностей с подбором далеко от горы не очень-то улетишь. По наиболее логичному для маршрута направлению, на запад, — поросшие джунглями горы, за которыми государственная граница Бирмы (в 35 км от горы).

Совсем начинающим пилотам гору также сложно порекомендовать из-за сложностей со стартом и посадкой. Старт из-за нестабильности ветра непростой, не всем он даётся сразу. Для успешных полётов в Чумпхоне навыки уверенного горного старта и навыки посадки на ограниченную площадку должны присутствовать.

Неурядицы со стартом и посадкой с лихвой компенсируются спокойным воздухом, а также мягкими, широкими потоками. Получается, что в Чумпхон стоит ехать самостоятельным пилотам, которые, обладая уверенным навыками стартов/посадок, посреди зимы соскучились по полётам и хотят расслабленно поболтаться у горы, понабирать в мягких потоках и накупаться до одури в море :)

Как добраться

Хребет Khao Phang расположен в 15 км к северо-западу от г. Чумпхон (Chumphon), Таиланд.

Координаты старта:
N10° 34.6805′
E99° 07.6028′

Координаты дома Тима (непосредственно рядом с посадкой):
N10° 34.8797′
E99° 07.9155′

Самый удобный способ добраться от Бангкока до Чумпхона — на автобусе. Автобусы, имеющие конечным пунктом Чумпхон, приезжают на остановку в городе. Проходящие автобусы (до Пхукета, Сураттани и пр.) останавливаются на окружной автостанции на трассе, это примерно 20 км от центра города. Местного сообщения, кроме такси, между окружной станцией и центром нет.

Есть еще вариант добираться до Чумпхона на поезде, но нужно отслеживать 2 важных  нюанса: 1) Поезда в Таиланде опаздывают, все и всегда, порой на много часов. 2) Не ездить 3-м классом, это сверх-дешевый вариант транспорта для местных, поезд набит битком (билеты без мест), скорее всего даже не получится в него сесть. 2 класс и выше — нормально.