На днях мы ездили на виза-ран во Вьетьян, столицу Лаоса. Виза-ран, для тех кто с этим термином не знаком, — это выезд в соседнее государство с целью получить там визу и вернуться обратно. Еще бывает бордер-ран, поездка до границы и обратно, — срабатывает в том случае, когда визы не нужны, но заканчивается срок безвизового пребывания в стране.
Сначала в ночь на автобусе от Чиангмая до Удонтани, утречком на местном автобусе до приграничной деревни, на тук-туке до границы, на специальном автобусе через границу и, наконец, на сон-тео до Вьетьяна, столицы Лаоса. У посольства Таиланда оказались часам к 11 утра. Быстренько заготовили копии паспортов, сфотографировались и отдали документы для получения виз. Визу делают 1 день, забирать на следующий день в обед.
Лаос вообще и Вьетьян в частности оставили не очень благоприятные чувства. Страна явно беднее Таиланда. Гораздо меньше зелени, много пыли. В Таиланде земля или закатана в асфальт, или на ней чего-то высажено зеленое. Здесь же этим никто особо не заморачивается, отсюда пыль и грязь. Судя по колесам машин, часто испачканным в глине, асфальт тут лежит далеко не везде. Вообще налицо явная засуха: трава стоит полусухая, многим деревьям не хватает воды. На другом берегу Меконга (там где Таиланд) при том всё зеленое! Возможно причина в другом составе почвы: на лаосской стороне в почве значительно больше песка, плохо задерживающего влагу.
Нашли одну единственную в этих краях сгнившую машину. Вот она:
Цены во Вьетьяне явно выше Таиланда. Из приятного — от французов-колонизаторов осталась привычка есть хлеб, правда только белый. По качеству и ценам хлеб аналогичен таковому в Таиланде. Еще юбки у девушек красивые очень. А вот знаменитых тайских улыбок тут, увы, нет. Вы даже себе не представляете, как к этому привыкаешь и как улыбки на самом деле приятны!
Во Вьетьяне откровенно мало людей. Город по площади большой, а улицы полу-пустые. Хотя, может, просто не стараются строить впритык. Дорожное движение тут правостороннее. Мозги поначалу сопротивлялись: уже очень мы к левостороннему привыкли. Мото-трафик меньше, чем в Таиланде, подозреваю из-за пыли. Много тук-туков, часто с жутко скрипящими тормозами.
Посморели красивый храм:
Отправили с почты открытку домой. Ну почему, почему почта во всех странах кроме России вызывает у меня исключительно положительные эмоции?!
Очень необычно было видеть, что весь город заклеен знакомой желто-полосатой рекламой.
Лаос, по всей видимости, активно сочувствует идеям социализма. Часто рядом с флагом страны можно видеть второй: красное полотнище с серпом и молотом. Жаль, заснять красиво не удалось.
У лаосцев отсутствует столь выраженная культура уличной еды как у тайцев. Кафе, бывает, приходится поискать, они не натыканы каждые 50 метров как в Таиланде.
Денежные отношения во Вьетьяне заслуживают отдельного описания.
В ходу сразу 4 валюты: лаосские кипы, тайские баты, доллары и евро. Сдачу, правда, всегда в кипах дают :) У нас неожиданно закончились почти все наличные деньги, и довелось расплачиваться и кипами, и батами, и евро, и долларами. Феерическая стопка разноцветных бумажек в кошельке.
Понравился ли нам Лаос? Сложно сказать. То, что мы видели, это лишь маленькая, не очень репрезентативная часть страны. Появилась идея, что велопоход по Лаосу — это, наверное, неплохо. Особенно, если избегать нагруженных дорог и передвигаться по малонаселенным областям страны. Пересекая обратно границу с Таиландом возвращались как к себе домой :)
Поездкой за визой наши приключения не закончились. Следующий этап программы — «шоппинг» в Бангкоке. Некоторое время назад по мега-распродаже от AirAsia купили билеты от Удонтани до Бангкока за 300 р. на двоих. Заночевав в Удонтани, на следующее утро (надо заметить, как раз 21 декабря!) полетели в Бангкок. Цель там — попасть в островок европейской цивилизации под названием Декатлон, чтобы таки купить себе нормальной спортивной одежды! Декатлон в итоге мы нашли, но каково же было наше разочарование, когда он оказался меньше соседствующего с ним продуктового 7-eleven… Конечно же, приличного выбора одежды там не было. Похоже, что вообще во всем Таиланде есть определенные проблемы с покупкой хорошей спортивной одежды. Тут просто нет культуры походов, треккинга. Одежда для бега — есть, снаряжения для гольфа — завались, ласты и теннисные ракетки купить можно много где. А вот треккинговых штанов приличных, из тонкой высокотехнологичной синтетики, найти невозможно. Знали бы, закупились с запасом еще в России.
После Декатлона отправились в Мегу/Икею, с надеждой хоть там чего-нибудь найти. В Меге, несмотря на, наверное, десяток спортивных магазинов, ничего для себя толкового не обнаружили. Из Икеи не смогли уйти без покупок: на выходе забежали в магазин шведских товаров и закупились на 300 р. имбирным печеньем, шоколадками и брусничным джемом. :)
Икея как всегда прекрасна.
После Меги поехали на автовокзал, чтобы в ночь сесть в автобус до Чиангмая. Сначала на халявном автобусе от Меги до метро, затем на метро почти через весь город. Людей в вагоне (это был вечерний час пик) чуть поменьше чем в Москве, но тоже хватает. В Бангкоке вообще сеть метро не сильно развита — есть всего несколько веток. Та ветка, по которой ехали мы, проложена на эстакадах над городом, поезд зовется SkyTrain. От станции метро Мо Чит до автовокзала Мо Чит, согласно карте и спутниковому снимку, есть путь через парк, длинной порядка километра или двух, им мы и попытались воспользоваться. Ничего хорошего из этого не вышло. Не, мы, конечно, дошли, но путь получился отнюдь не прямым и неочевидным, с пересечением дорог с трафиком. Местные, похоже, или используют какой-то местный автобус, или ездят на такси. Я это к чему: не надо повторять наш опыт, поезжайте на такси или тук-туке.
Автовокзал Мо Чит — это монструозное сооружение площадью пара квадратных километров. Одних только автобусных компаний, предлагающих отсюда маршруты, штук 100, наверное. Найти в этом муравейнике то, что требуется, порой затруднительно. У нас всё в итоге получилось, но покружить в поиске билетов на автобус пришлось порядочно.
Вывод по виза-рану: проще, быстрее и дешевле ездить в Бирму.