Бир 2016: впечатления о поездке

Что-то вроде заключения

Давным давно, когда парапланы были большие, а удлинения маленькие, я жил и пытался летать в Подмосковье, в типичных равнинных условиях. Я с большим уважением и даже трепетом относился к пилотам, которые летают в больших горах. Я всегда считал, что там-то — уж должны быть по-настоящему жёсткие условия, и безопасно летать в горах — удел избранных. Было для меня 2 недостижимо далёких места, куда мне со своим скромным лётным опытом соваться было, мягко говоря, рановато. По крайней мере, как мне тогда казалось. Это был Бир и Курай. До Курая я до сих пор так и не добрался, а Бир — вот, пожалуйста. Реальность, как это часто бывает, несколько разошлась с ожиданиями.

В плане тактики полёта осенний Бир оказался вполне себе рабочим лётным местом. Со своими особенностями, но без непреодолимых сложностей. В чем-то там летать даже проще, чем у нас дома в Словении. Например, приятной неожиданностью стало отсутствие метеоветров на высотах вплоть до 5000 м. В связи с чем потоки стоят или вертикально, или сносятся долинным ветром совершенно предсказуемым образом. Ещё один фактор, заметно облегчающий жизнь, — скорость грозового развития. Стандартная гроза развивается строго над Биг Фейсом и в долину не выходит. Как правило нет риска того, что погода везде во всём регионе резко переключится на нелётную.

Но не всё так радужно. Огромный косяк Бира — безопасность.

Практически каждая свободная от леса площадка опутана проводами. Провода натянуты стихийно. Часто — без столбов, от дерева к дереву. Провод запросто может быть натянут поперёк долины между двумя отрогами. Провода не всегда видны. На самом деле это большая проблема. Риск вот так вот на пустом месте огрести проблем — есть. Регулярные инциденты, иногда, к сожалению, со смертельным исходом, тому подтверждение.

Полёты в больших горах добавляют ещё один фактор опасности. Высоко в горах нет людей и нет дорог. Если совершить там вынужденную посадку (например, после применения запаски), возможно потребуется потратить несколько дней на выход к людям. Ни о каком спасательном вертолёте речь, само собой разумеется, даже не идёт. Дело усугубляется тем, что на высотах выше 4000 м ночью может быть весьма холодно, -20 или около того. Поэтому наличие аварийного комплекта и бивачного снаряжения с собой, даже если ночёвка не планируется, очень желательно. Все ли, кто летает в большие горы, их имеют?

 

 

Вернёмся ли мы в Бир?

Пока не очень понятно зачем. Полёты вдоль домашнего хребта мне неинтересны. С точки зрения тактики они просты, летаешь как по книжке. На десятый раз один и тот же стандартный маршрут приедается. В принципе могло бы быть красиво, но инверсия и пыльный воздух всё портят. Летаешь как будто в тумане, картинка серая и нечёткая.

Большие горы — совсем другое дело. Не так много мест на земле, где можно найти полёты подобной степени эпичности. Но вступает в игру фактор безопасности. Помимо необходимости таскать бивачное снаряжение есть и другие проблемы. Принятие правильных тактических решений в сложных высокогорных условиях, да ещё и при недостатке кислорода — задача не из лёгких. Даже моего лётного опыта для этого пока не хватает. Нужно дальше учиться. Может быть когда-нибудь я достигну такого уровня, который позволит безопасно летать в Бире.